«Венок для Флоры»

Люди с древнейших времен украшали общественные здания и свои жилища живыми цветами или их изображениями, выполненными в различных материалах. В представлении людей тех далеких времен боги управляли всей жизнью на Земле, в том числе и жизнью растений. В пантеон древнеримских богов входила богиня раннего цветения Флора. Ее имя стало нарицательным для определения общности растений конкретных территорий.

Натюрморт по праву считается жанром художественного эксперимента. Каждое художественное течение вносило в него свои особенности. Например, импрессионисты пытались передать общее впечатление от увиденного. В конце XIX века появляются работы постимпрессионистов, которые делали акцент на свежести первого впечатления, использовали особые способы передачи цвета и оттенков, пытались вернуть материи ее предметность.

В России натюрморт появился в начале XVIII века. В традициях академизма натюрморт считался «низким» жанром в отличие от «высокого» - исторической и мифологической картины. Расцвет русского натюрморта наступил в начале XX века, сравняв его по значимости с другими жанрами. Натюрморт прошел долгий путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества. Художники обогатили его новыми темами, образами, художественными приемами. В своих работах они мастерски объединяли особенности пейзажного жанра с натюрмортом, располагая цветы на подоконнике, террасе, столе, стоящем среди сада или парка.

В советское время в натюрморте, развивавшемся в русле искусства социалистического реализма, отразились особенности современной эпохи. В 1920 - 1930-х годах натюрморт включает и философское осмысление современности. Художники экспериментировали в области цвета и фактуры, воссоздавали в своих произведениях красочное богатство и многообразие предметного мира, мира цветов и растений. В 1960 – 1970-х годах нонконформисты обращаются к традициям эпохи Просвещения и противопоставляют интеллектуальный подход к художественной деятельности романтическому и эмоциональному.

Наверх