«Шекспировская галерея»

Выставочный проект приурочен к Году театра в России и 455-летию со дня рождения Уильяма Шекспира (1564 – 1616). Вниманию зрителей представлены произведения из легендарной "Шекспировской галереи" Джона Бойделла, а также серия иллюстраций к пьесе "Гамлет" выдающегося немецкого художника Мориса Ретча. Все гравюры экспонируются впервые.

"Собрание гравюр с картин художников Великобритании, иллюстрирующих драматические произведения Шекспира" или "Шекспировская галерея" – это уникальный проект, осуществлённый английским художником и гравёром Джоном Бойделлом (1719 – 1804) на рубеже XVIII – XIX вв. Идея Бойделла заключалась в создании постоянно действующей экспозиции живописных и графических произведений на сюжеты шекспировских пьес. К работе были привлечены лучшие художники того времени, в том числе Джошуа Рейнольдс, Генрих Фюссли, Уильям Гамильтон, Ангелика Кауфман, Томас Кирк, Джеймс Норткорт, Джон Опи и другие. В 1789 г. в центре Лондона, на Пэлл-Мэлл, была открыта Шекспировская галерея, в которой были выставлены тридцать четыре картины на сюжеты двадцати одной пьесы Шекспира. В залах первого этажа галереи экспонировались гравюры, на втором этаже – живописные полотна. Экспозиция вызвала всеобщее восхищение: критики считали, что художникам удалось передать "дух Шекспира". К 1802 году число экспонируемых картин увеличилось в пять раз.

Для репродуцирования живописных полотен Бойделл оборудовал мастерскую, где с 1791 г. начал издавать гравюры. Всего за период с 1791 по 1804 было выпущено сто два листа в двух форматах: большом (infolio) и малом (inquarto). Шекспировская галерея просуществовала до 1804 года, после чего была закрыта. Проект Джона Бойделла не был завершён, многие картины были утрачены, однако сохранившиеся гравюры из "Шекспировской галереи" дают нам представление о грандиозном замысле её создателя. По словам первого президента Королевской академии художеств Джошуа Рейнольдса, Бойделл "один сделал для развития искусства в Англии больше, чем вся Академия художеств".

На выставке представлены девять гравюр большого формата из Бойделловской "Шекспировской галереи". Гравюры созданы известными мастерами: Робертом Тью,  Томасом Кирком, Луиджи Скьявонетти, Томасом Райдером, Питером Саймоном, братьями Георгом и Иоганном Фациусами в смешанной технике пунктира, офорта и резцовой гравюры. Каждая гравюра сопровождается текстом из пьес Шекспира. Дополнением служит великолепный портрет знаменитой актрисы Сары Сиддонс, исполненный Джеймсом Колдуэллом в изысканной технике меццо-тинто. Известность актрисе принесли её классическая красота, мастерство сценической речи, а также трактовка образа Леди Макбет: Сиддонс считается едва ли не лучшей Леди Макбет в истории мирового театра. Помимо этой роли, за всю свою жизнь она исполнила еще пятнадцать ролей в спектаклях по пьесам Шекспира: Констанции, Дездемоны, Розалинды, Леди Анны, Порции, Гермионы, Офелии, Имогены, Королевы Екатерины, Джульетты, Волумнии, Гертруды, Корделии, Королевы Елизаветы. Любопытно, что Сара Сиддонс неоднократно играла роль Гамлета в гастрольных спектаклях.

Значительную часть экспозиции составляет серия контурных иллюстраций к произведениям Шекспира, созданных известным немецким художником, рисовальщиком и офортистом Морицем Ретчем (1779 – 1857). Фридрих Август Мориц Ретч – член Дрезденской академии художеств с 1817 г. (профессор с 1824 г.). Ретч работал в новой технике – так называемой "гравюре очерком". Эта форма резцовой гравюры, появившаяся в конце XVIII века, была порождением эстетики классицизма, видевшего одну из главных ценностей в чистом контурном рисунке, "очищенном" от всего лишнего. "Гравюра очерком" была особенно популярна в Англии, в значительной степени этому способствовали альбомы гравюр, изданные по рисункам знаменитого скульптора-классициста Джона Флаксмана к произведениям Гомера, Эсхила и Данте. Ретчу принадлежат иллюстрации к пьесам Шекспира, Гёте и Шиллера. Портреты, аллегорические и мифологические картины, рисунки и гравюры Ретча нашли признание уже при жизни художника. К сожалению, большинство его живописных произведений утрачено.

Наиболее значительным трудом Ретча в области книжной графики явилась его "Шекспировская галерея". Это издание, состоящее из нескольких частей, иллюстрирует все пьесы Уильяма Шекспира. В экспозиции представлена первая серия гравюр – "Гамлет". Альбом, опубликованный в 1828 г. в Лейпциге на двух языках, немецком и английском, быстро стал бестселлером.

Иллюстрации Ретча к литературным произведениям были высоко оценены современниками. В его интерпретациях находили вдохновение Эдгар По и Перси Шелли, а Гёте всегда предпочитал гравюры Ретча работам других художников и дарил их вместе с изданиями своих произведений. В.А.  Жуковский так писал об иллюстрациях Ретча к "Фаусту" Гёте: "Реч строго держался истины; он удовлетворительно изобразил для глаз то, что мы видим воображением, читая Фауста; в его композиции много разнообразия и живости; в его сценах демонов и ведьм много фантазии…".

Все гравюры, экспонируемые на выставке, поступили в музей в 1919 году из имения Барятино Калужской губернии в составе частного художественного собрания князей Горчаковых. В настоящее время эти листы по праву считаются подлинным украшением музейного собрания.

Наверх