«Российская империя. Штрихи к портрету»

30 августа (10 сентября) 1721 года между Россией и Швецией был заключен Ништадтский мир, который завершил Северную войну. Россия смогла получить выход к Балтийскому морю. К ней вернулись земли, утраченные ещё в начале XVII века. Это положило начало военно-политическому, экономическому и культурному расцвету Российского государства. В ознаменование важного события Сенат и Синод 22 октября (2 ноября) 1721 года преподнесли царю Петру Алексеевичу титулы Отца Отечества и Императора Всероссийского, которые он принял.

Россия стала империей. И этого было закономерно ожидать. Известная концепция «Москва – третий Рим», возникшая в период возвышения Московского княжества в начале XVI века и говорившая об особой роли Российского государства среди мировых держав, получила своё воплощение двумя столетиями позже. Россия с давних времен считала себя наследницей Византийской империи, единственным суверенным православным государством. А Византийская империя, в свою очередь, была преемницей самой первой империи – Римской. Однако столицей новой империи стала не Москва, а город, возведенный Петром Великим – Санкт-Петербург, который, благодаря своему географическому расположению, стал тем самым «окном в Европу», связавшим Запад и Восток. После того, как Россия была провозглашена империей, её международное положение в корне изменилось. Признание правителями других стран императорского титула Петра Великого укрепило её авторитет в мировой политике.

Российской империи суждено было существовать 196 лет. За все эти годы облик империи постоянно менялся: расширялась её территория, происходили важнейшие социальные и культурные процессы. Некоторые из них нашли своё отражение в произведениях искусства. Предметы из собрания Калужского музея изобразительных искусств, представленные на выставке, отражают отдельные явления прошлого и, подобно мозаике, складываются в единый образ императорской России.

Одна из частей экспозиции представляет собой воспроизведение интерьера комнаты дворянской усадьбы XVIII – XIX веков. Усадьба – одно из ярких социокультурных явлений императорской России. Два сословия – дворянское и крестьянское, существовали вместе в пространстве усадьбы. Если дворянская культура способствовала европеизации общества, то крестьянская – сохраняла древние, исконные традиции.Предметы, окружавшие жителей усадьбы, были несомненными произведениями искусства – мебель, фарфор, бронзовые изделия, живопись, созданные как иностранными, так и отечественными мастерами.

На выставке представлен рассказ об исторической действительности императорской России. Портреты правителей, расположенные в хронологическом порядке, сопровождаются изображениями событий и явлений, которые были характерны для времени их царствования. Повествование начинается с первых дней империи – правления Петра I, и оканчивается самыми последними днями её существования, которое завершилось с революционными событиями 1917 года.

Российская империя прекратила своё существование более ста лет назад. Однако, все достижения той эпохи не ушли в небытие. Они по-прежнему имеют большое значение для современности. Зная и понимая, каким было наше прошлое, мы сможем осознать наше настоящее и смотреть вперёд, в будущее.

Наверх