Сказки Пушкина. Вторая выставка проекта «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой…»
Звенигород. 1991
Аверьянов В.В.
Бумага, ксилография. 10,5 х 8,5 см
Значительное влияние на формирование А.С. Пушкина оказали летние месяцы, проведенные недалеко от Звенигорода – одного из старейших городов Подмосковья, основанного в XIIвеке. В имении своей бабушки М.А. Ганнибал Пушкин знакомился с народными обычаями, крестьянским бытом. Детские впечатления заложили основу глубокого понимания русской старины, отразившейся в сказках А.С. Пушкина, созданных с 1830 по 1834 год.
Терем. Первая треть XX в. Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок»
Симов В.А.
Бумага, акварель, темпера. 14,1 х 17,3 см
«Сказка о золотом петушке» - последняя сказка А.С. Пушкина, написанная в 1834 году. Сюжет ее основан на Композитор Н.А. Римский-Корсаков интересовался творчеством Пушкина написал оперу «Золотой Петушок». Эскиз декорации художника В.А. Симова изображает терем царя Дадона в Тмутаракани. Эскиз, вероятно, выполнен около 1912 года для постановки режиссера А.А. Санина в Петербургском народном доме.
Народ. Первая треть XX в. Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок»
Симов В.А.
Бумага, акварель. 18 х 11,5 см
III действие оперы «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова начинается с ожидания народной толпой возвращения царя Дадона из военного похода, где он повстречал Шемаханскую царицу.
Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Перед ним молва бежала
Быль и небыль разглашала.
Под столицей, близ ворот
С шумом встретил их народ.
Персонажи «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина 1950-е гг.
Викторова М.А.
Папье-маше, роспись.
И царица над ребенком,
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести ее хотят
Перенять гонца велят.
Персонажи «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина. 1960-е гг.
Викторова М.А.
Папье-маше, роспись.
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу …
Застонала тяжким стоном
Глубь долин, и сердце гор
Потряслося. Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шемаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
Коробочка «Руслан и Людмила». 1971
Куркин А.М.
Папье-маше, яичная темпера, лак.
Сказочная поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» была закончена в 1820 году. Ее сюжет не имеет прямой основы в русских сказках и былинах, однако ряд эпизодов взят из народного эпоса.
В центре на коне в развевающемся плаще Руслан везет найденную им Людмилу, вокруг сцены приключений во время поисков Людмилы.
Меж тем по долам, по горам
И в белый день, и по ночам
Наш витязь едет непрестанно.
Еще далек предел желанный,
А дева спит.
Коробочка «У лукоморья дуб зеленый». 1972
Куркин А.М.
Папье-маше, лак, яичная темпера.
В 1828 году во второе издание поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкин включил пролог «У лукоморья дуб зеленый…», написанный, вероятно, в 1824 году в Михайловском.
Лаковая миниатюра палехского художника А. М. Куркина выполнена на тему сказочной поэмы «Руслан и Людмила». А.С. Пушкин с пером и под дубом, а вокруг изображены сцены и образы поэмы.