История Отечества в творчестве А.С. Пушкина. Третья выставка проекта «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой…»

“Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно;
не уважать оной есть постыдное малодушие”
А.С. Пушкин

В своем творчестве Пушкин не раз обращался к теме истории России, им созданы яркие образы значимых личностей прошедших столетий - князя Олега, Бориса Годунова, Петра I, Мазепы, Екатерины II, Емельяна Пугачева. Кроме этого, Пушкина интересовали социально-политические явления русской истории, созвучные с его современностью. В работе он основывался на трудах историков, в большей степени, “Истории государства Российского” Н.М. Карамзина, в 1830-е годы изучал с архивные документы, к которым получил доступ благодаря разрешению Николая I. Сочетание внимательного отношения к источнику, критической оценки описываемых событий, персонажей, явлений и безусловного художественного таланта определяет ценность пушкинских произведений для понимания русской истории и русской культуры.

Одним из первых произведений Пушкина на историческую тему стало стихотворение “Песнь о вещем Олеге” (1822). На выставке представлен эскиз В.М. Васнецова к иллюстрации “Встреча Олега с волхвом”, вошедшей в ряд иллюстраций художника к пушкинскому стихотворению. На переднем плане изображен князь Олег верхом на коне, слушающий от волхва предсказание о своей смерти. За ними художник поместил княжескую дружину.Деревянная скульптура А.И. Пронина “Смерть Олега”дополняет экспозицию, изображая последний эпизод стихотворения, в котором исполняется предсказание волхва и Олег, ужаленный змеей, принимает смерть от своего коня.

Среди произведений А.С. Пушкина особое место занимает трагедия “Борис Годунов” (1825). Сюжет трагедии охватывает период царствования Годунова и краткое пребывание у власти его сына Федора. На выставке представлен портрет Бориса Годунова, выполненный неизвестным мастером конца XVII века. Кроме того, в собрании музея находятся две из двадцати двух иллюстраций к трагедии, выполненных В.А. Фаворским. На композиции “Воцарение Бориса” художник представил сцену, с которой начинается произведение - князья Шуйский и Воротынский в кремлевских палатах, обсуждающие Годунова за спинами бояр незадолго до восшествия последнего на престол. “Сцена в корчме” изображает испуганную приставами хозяйку корчмы, бродячих монахов Мисаила и Варлаама, выхватившего царский указ из рук Григория. Каждую иллюстрацию сопровождает уникальный орнамент, ритмом передающий подоплеку происходящих событий.

Центральное место в исторических изысканиях Пушкина занимает фигура Петра I. Начиная с “Заметок по русской истории XVIII века” (1822), Петр I стал героем целого ряда пушкинских произведений различных жанров: стихотворений “Стансы” и “Пир Петра Великого”, романа “Арап Петра Великого”, поэм “Полтава”, “Медный всадник”, и, наконец, труда “История Петра”, над которым поэт работал вплоть до своей смерти. В этих сочинениях 1820-1830-х годов постепенно раскрылась многосложная, противоречивая личность императора и его эпохи. С одной стороны Петр представлен как великий преобразователь, творец новой России, с другой - жестокий тиран, равнодушный к человеческой жизни.

В 1830-х годах в процессе работы с архивными документами над “Историей Петра” у поэта возник интерес к екатериниской эпохе. Актуальная в начале XIX века тема народного бунта затронута в ряде крупнейших произведений этого периода - повести “Дубровский”, “Истории Пугачевского бунта”, “Капитанской дочке” и других. В коллекции музея хранится овальный подгрудный портрет Екатерины II, личности которой также дал свою оценку Пушкин. В лицейские годы он разделял официальную точку зрения на царствование “великия жены”, называл екатерининский век счастливым, воспевал его героев (“Воспоминания в Царском селе”, “Послание к цензору”, “Мордвинову”). Но в начале 1820-х годов отношение к Екатерине II резко поменялось. В уже упомянутых “Заметках…” он писал: “... со временем история оценит влияние ее царствования на нравы, откроет жестокую деятельность ее деспотизма под личиной кротости и терпимости, народ, угнетенный наместниками, казну, расхищенную любовниками, покажет важные ошибки ее в политической экономии, ничтожность в законодательстве, отвратительное фиглярство в сношениях с философами ее столетия …” И только в  “Капитанской дочке” образ Екатерины Алексеевны смягчен. Однако, вероятно, этот образ и щедрый жест императрицы в отношении Маши Мироновой - отсылка к знаменитому портрету В.Л. Боровиковского, лишь подтверждающая слова поэта: “Если царствовать значит знать слабость души человеческой и ею пользоваться, то в сем отношении Екатерина заслуживает удивление потомства. Ее великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали”.

Пушкин любил отечественную историю, чувствовал ее. Все его творчество – это запечатленная в стихах и прозе история России, история русской культуры.

Наверх