Иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина в собрании КМИИ. Четвёртая выставка проекта «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой…»

Одной из важнейших форм отклика художников на талант А.С. Пушкина стало создание иллюстраций к его литературным произведениям. В фондах Калужского музея изобразительных искусств хранятся иллюстрации, выполненные советскими художниками В.А. Фаворским, А.И. Кравченко и Ф.Д. Константиновым.

Две иллюстрации к пушкинской драме “Борис Годунов” и заставка к “Моцарту и Сальери”, выполненные выдающимся художником книги В.А. Фаворским поступили в музей в 1970 году от Всесоюзного производственного комбината. Над “Борисом Годуновым” художник работал в 1954 - 1955 годах, уделив особое внимание персонажам трагедии. Правая сторона иллюстрации “Воцарение Бориса” представляет князей В. Шуйского и И. Воротынского в Кремлевских палатах, разговаривающих за спинами бояр. Ассиметричная композиция отличается выразительностью скупых и предельно точных мимики и жестов. Особенности русской средневековой архитектуры и костюмов воспроизведены с помощью узорных штрихов.

На гравюре “Сцена в корчме” на литовской границе размещены крупные фигурыиспуганной хозяйки корчмы и бродячего монаха Варлаама с царским указом в руках. Каждая иллюстрация к сопровождена уникальным орнаментом, передающим подоплеку событий. Орнамент, использованный В.А. Фаворским для сцены “Воцарение Бориса” легкий, полупрозрачный, намекает, что финал еще далеко, а его изысканность и утонченность вторит узорам на стенах и окнах Кремлевского дворца. Другой характер, грубый, бесхитростный, имеет орнамент для “Сцены в корчме”. Заставка к “Моцарту и “Сальери”, выполненная В.А. Фаворским в 1949 году, и отличается гармоничностью, строгостью и выразительностью четких линий. В центре композиции изображена фигура аплодирующего Моцарта, по сторонам от которого - Сальери за фортепиано и играющий на скрипке слепой старик.

Полная серия иллюстраций А.И. Кравченко к роману “Пиковая дама” состоит из 7 гравюр на дереве, созданных в 1937 - 1940 годах. Калужский лист представляет собой иллюстрацию к первой главе романа с изображением молодой графини в Версале в компании дам и герцога Орлеанского, за круглым столом играющих в в модную карточную игру фараон. Изображен момент, когда графиня понтирует против герцога, зная заветные три карты. Главная героиня повернута к зрителю спиной, но взгляды всех присутствующих обращены к ней. Ксилография А.И. Кравченко поступила в музей в 1970 году в дар от художника А. Жукова.

Из обширного пушкинского цикла ксилографий Ф.Д. Константинова в фондах Калужского музея изобразительных искусств находится 11 иллюстраций к поэмам “Медный всадник” и “Полтава”, поступившие в 2003 году в дар от Российского фонда культуры. Могущество и величие “града Петрова” подчеркивают ксилографии с изображением кораблей, идущих вдоль берегов Невы и “Адмиралтейской иглы” - шпиля Главного Адмиралтейства, первой русской кораблестроительной верфи на Балтийском море.

Изображение А.С. Пушкина с пером в руках за столом, рядом с окном, за которым возвышается известный памятник Петру I работы Э. Фальконе, выступающий из грозных потоков вод служит фронтисписом. Несмотря на то, что поэт во время петербургского наводнения, ставшего основой сюжета поэмы, находился в ссылке в селе Михайловское, решение художника изобразить поэта на его фоне, позволило пронизать всю книгу пушкинской темой. Представив автора в начале книги, художник завершил ее изображением А.С. Пушкина, прогуливающегося по невской набережной.

Через всю поэму проходит неоднозначный, глубоко переосмысленный образ Петра I. Во вступлении поэмы автор, а вслед за ним и художник, показывают императора как творца, создателя Российской империи, но затем он предстает как жестокий тиран. На одной из семи страничных иллюстраций к “Медному всаднику” художник поместил огромную конную статую императора верхом на коне, попирающем все, что стоит у него на пути. В правом углу композиции вырезана маленькая, согнувшаяся фигура Евгения - мелкого петербургского чиновника, стремящуюся прочь от могущественного всадника.

Не менее яркий, но однозначно положительный образ Петра I А.С. Пушкин создал в поэме “Полтава”, написанной пятью годами ранее, чем “Медный всадник”. В музейном собрании хранятся 4 из 33 иллюстраций Ф.Д. Константинова к поэме. Портретное изображение русского царя, “прекрасного, как божия гроза” в профиль использовано в качестве фронтисписа. Три страничных иллюстрации со сценами Полтавской битвы 1709 года объединены в триптих, на левой стороне которого представлен царь Петр Алексеевич верхом на белом коне с поднятым клинком в руках, ведущий в бой своих солдат. На центральной и правой сторонах - многофигурные сцены победного сражения. Исполненные энергии гравюры Ф.Д. Константинова помогают воспринять поэму в ее цельности и многочисленных деталях.

Иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина в собрании Калужского музея представляют лишь одну из сторон отражения в русском изобразительном искусстве гения поэта. Утверждая принцип диалога искусств Калужский музей изобразительных искусств на протяжении 2019 года проводит цикл выставок, посвященных 220-летию со дня рождения поэта и открывающих посетителям удивительный мир начала XIX века.

Наверх