Эпоха А.С. Пушкина в собрании КМИИ. Пятая выставка проекта «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой…»

"Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку;
второй меня не жаловал; третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет,
но променять его на четвертого не желаю; от добра добра не ищут".
А.С. Пушкин

Эпоха А.С. Пушкина вошла в историю бурными событиями: наполеоновскими кампаниями, сражениями Отечественной войны 1812 года, европейскими революциями, восстанием декабристов. Это был период романтизма, золотой век русской литературы. Годы жизни поэта пришлись на царствование Павла I (1796 - 1801) и его сыновей Александра I (1801 - 1825) и Николая I (1825 - 1855). На выставке представлены гравюрные портреты трех императоров, поступившие в Калужский музей изобразительных искусств в 2015 году в дар от М.А. Гершельман в составе значительной коллекции графики. Две резцовых гравюры с подгрудным изображением Павла I и Александра I выполнены в Париже Андре Жозефом Меку (1771 - 1832) по оригиналу Жана-Анри Беннера (1776 - 1836). Портрет Николая I подписан известным немецко-австрийским гравером А. Ф. Кунике.

На момент убийства Павла I Пушкину не было и двух лет, поэтому память об императоре сохранилась лишь в семейном предании, гласившем, что во время прогулки с няней в Юсуповском саду встретил он императора, который сделал няне замечания относительно внешнего вида мальчика. Александр I, сменивший отца на престоле, получил противоречивые оценки со стороны поэта. В его лицейских стихотворениях “верноподданические” строки соседствовали острыми с политическими сатирами. Поэт восхвалял Александра за победу над Наполеоном (“Тебе, наш храбрый царь, хвала, благодаренье!”), но характер и личные качества Александра Павловича подвергались насмешкам и укорам. Особую неприязнь вызвала информация об участии наследника в заговоре против собственного отца, которая стала известна Пушкину незадолго до окончания лицея. Именно к Александру I относятся строки X главы поэмы “Евгений Онегин”: “Властитель слабый и лукавый, / Плешивый щеголь, враг труда / Нечаянно пригретый славой, / Над нами царствовал тогда ...”

Отечественная война 1812 года застала тринадцатилетнего Пушкина в лицее, где он был объят патриотическим подъемом и сожалел о своей участи отсиживаться вдалеке от военных действий. На протяжении жизни он обращался к войне более чем в 90 своих произведениях. На выставке представлена гравюра XIX века с изображением Бородинского сражения 7 сентября 1812 года - крупнейшего сражения Отечественной войны, которому поэт посвятил стихотворение «Бородинская годовщина» (1831). Особый интерес имел Пушкин к личности главнокомандующего русской армией М.И. Кутузова. Более десяти лет он общался дочерью полководца Е.М. Кутузовой и его старшей внучкой Д.Ф. Тизенгаузен. Из этих встреч он многое узнал о полководце и о войне. На акварели советского художника, знаменитого иллюстратора пушкинских произведений Н.В. Кузьмина “Кутузов на Бородинском поле” главнокомандующий изображен сидящим на холме на фоне движущихся полков, на другом полотне того же мастера мы видим Кутузова верхом на коне в сопровождении всадников, беседующим с крестьянами. Другая работа мастера “Певец во стане русских воинов” создана по мотивам одноименной элегии-оды В.А. Жуковского, участвовавшего в сражении. Она воспроизводит образ безымянного поэта, поющего свою песнь на бранном поле при свете луны и огней. На скульптурной композиции “Кутузов и Багратион” художник А.И. Посядо изобразил момент Бородинского сражения: два полководца верхом на коне наблюдают за развитием событий.

14 декабря 1825 года в Петербурге прогремело восстание на Сенатской площади, вид которой представлен на литографии неизвестного художника XIX века. Вопрос о причислении Пушкина к движению декабристов до сих пор остается спорным. Поэт не входил в тайные общества, но при этом поддерживал связи со многими декабристами, сходился с ними во взглядах, что нашло отражение во многих произведениях. В конце 1819 года в столице получили распространение пушкинские произведения антиправительственного содержания, среди которых ода “Вольность”, “Сказки. Noel”, многочисленные эпиграммы. “Возмутительные стихи” и вызывающие поступки привели к тому, что вскоре Пушкин был сослан на юг России, откуда сразу был отправлен в имение своей матери село Михайловское в Псковской губернии, где его и застало восстание декабристов.

Через пол года после вступления Николая I на престол, поэт был освобожден из михайловской ссылки. Личная встреча с императором произвела большое впечатление на Пушкина. Он написал стихотворения “Стансы” (1826) и “Друзьям” (1828), где содержались такие строки: “Его я просто полюбил: / Он бодро, честно правит нами…”. После женитьбы на Наталье Гончаровой поэт был вновь принят на государственную службу и получил разрешение заниматься историей Петра Великого. В 1834 году был пожалован в камер-юнкеры. На протяжении десяти лет неоднократно получал материальную поддержку от императора. Однако все это накладывало определенные обязательства при дворе, тяготившие поэта. Дважды он подавал прошение об отставке, но так и не смог покинуть Петербург до самой смерти. История взаимоотношений императора и поэта неоднозначна и сегодня вызывает много споров. Яркие лица и события пушкинской эпохи  нашли отражение в представленной экспозиции из собрания КМИИ.

Наверх