«Роль русского искусства в мире». Русский авангард и древнерусская икона

Всемирная роль национального искусства проявляется в его определенных формах. Для России одной из них стала иконопись, успешно развивавшаяся в течение тысячелетнего периода и получившая широкое распространение не только в границах обширного государства, но и за его пределами. Иконы русского письма доныне украшают православные храмы и в иных странах, а иногда присутствуют и в алтарях католических как зримое проявление высокой духовности. История искусства запомнила несколько имен великих мастеров, таких как Алипий Печерский, Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Симон Ушаков. Но в своей массе иконописание оставалось анонимным, «во славу Божию», и лишь начиная с XVII века некоторые художники оставляли на выполненных ими произведениях свои имена.

Развитие русской иконописи имело этапы и тесным образом было связано с Византией, культура которой восходила к наследию эллинизма. Но при этом многое определялось местными условиями, в частности вызвавшими широкое проникновение иконы в народный быт. Русский церковный раскол XVII века, с одной стороны, закрепил традиционные формы иконописания, а с другой, - облегчил их европеизацию, придал черты светскости.

«Открытие» русской иконописи в начале ХХ века во многом обязано художникам русского авангарда. Художественные приемы русских иконописцев – плоскостность изображения, смелые сочетания ярких локальных цветов, свободное обращение с формами предметов, обратная перспектива, – оказались созвучными их исканиям в области формы и цвета не только с формально­-эстетической, но и духовно-сакральной стороны.

Искусство русского авангарда – наиболее яркое явление мировой художественной культуры начала ХХ века. Его создатели – русские художники в своём творческом развитии прошли путь от кубизма до абстракционизма. Все художественные направления от реализма до кубизма отображали натуру в той или иной форме. Цвет в этих произведениях был привязан к натурному мотиву, зависел от формы. Отказ от предметности в изображении и  поиски в области чистой художественной формы привели русскую живопись в 1910-х годах к созданию принципиально нового направления в искусстве – абстракционизма, и его новых стилей – лучизма (М.Ф. Ларионов), алогизма и суприматизма (К.С. Малевич) и конструктивизма (В.Е. Татлин). Художники-абстракционисты В.В. Кандинский, К.С. Малевич стремились к отвлеченному искусству, воплощающему ассоциации, символы, а не натуру.

Искусство русской иконописи и русского авангарда оказали большое влияние на развитие европейской и мировой художественной культуры.

Наверх