Рисунок и гравюра Нидерландов XVI – XIX веков из собрания КМИИ

Искусство гравюры в Нидерландах зародилось на рубеже XIV – XV веков, в период расцвета национальной живописи, отличавшейся высоким художественным уровнем и необыкновенным разнообразием. Особенно яркое развитие гравюра получила в XVI столетии, с приходом в нее крупнейших художников того времени: Лукаса ван Лейдена и Питера Брейгеля Старшего ("Мужицкого").

Знаменитый мастер пейзажа и жанровых сцен Питер Брейгель Старший начинал свою творческую биографию в качестве рисовальщика для печатной мастерской "На четырех ветрах", принадлежавшей антверпенскому издателю Иерониму Коку. По композициям Брейгеля там были изготовлены гравюры, прославившие и художника, и издателя. Так, "Альпийский ландшафт", награвированный братьями Дойтекюм, воспроизводит рисунок Брейгеля, сделанный им после  путешествия по Италии.

Одним из лучших интерпретаторов рисунков Брейгеля  был известный художник и гравер Питер ван дер Хейден. Наследие Питера ван дер Хейдена обширно и включает в себя гравюры на религиозные и мифологические сюжеты, портреты, а также декоративные листы.

В 1552 – 1553 годах в мастерскую Иеронима Кока пришел золотых дел мастер Корнелис Корт, который вскоре стал одним из лучших граверов издательства. Корт выполнил множество разнообразных листов по оригиналам нидерландских, итальянских и немецких мастеров, а также по собственным рисункам.

Вершину достижений старонидерландской школы определило творчество Лукаса ван Лейдена, известного также под именем Луки Лейденского. Гравюра "Путти-охотники" дает представление о творческой манере мастера, который использовал сложные приемы ведения штриха для передачи малейших нюансов светотени.

К наследию Лукаса ван Лейдена обращались многие граверы конца столетия, в том числе Хендрик Голциус – феноменальный художник, без которого немыслима нидерландская культура XVI –  XVII столетия. На выставке представлен его лист "Плутон", награвированный по оригиналу Полидоро да Караваджо.

В 1582 Хендрик Голциус организовал собственный центр по изданию гравюр, где под его руководством работали Якоб Матам, Якоб де Гейн Младший и Ян Санредам. Манера Голциуса оказала сильное влияние на его учеников, что можно видеть на примере их работ.

Ученик Якоба де Гейна Захарий Долендо выработал свой собственный стиль гравирования, отличавшийся уверенностью рисунка, чистотой и изяществом ведения штриха. Большая часть листов выполнена им по произведениям учителя.

В XVII столетии одним из интереснейших мастеров офорта был художник и гравер Николас Питерс Берхем. Представленный на выставке "Портрет епископа" хорошо характеризует его гравировальный метод, позволяющий сохранить живописные качества воспроизводимого оригинала.

Среди мастеров бытового жанра самой крупной и яркой фигурой по праву считается уроженец Харлема Адриан ван Остаде, создавший большое количество композиций, повествующих о жизни горожан и крестьян. Современник Остаде Йонас Сюйдерхуф – один из самых оригинальных и ярких мастеров середины XVII века. Им исполнено большое количество гравюр по произведениям Остаде и Рубенса.

В 1620 году в Антверпене Рубенс открывает граверную мастерскую для репродуцирования своих картин. В состав экспозиции входят шедевры мастеров, воспроизводивших в гравюре его картины и рисунки,  – Лукаса Ворстермана, братьев Боэциуса и Схелте Болсвертов, Корнелиса Висхера Старшего.

Следует особо выделить гравюру XIX столетия, посвященную творчеству великого Рембрандта. Это портрет кораблестроителя Ян Рейксена с женой, исполненный в технике офорта Йоханнесом Питером де Фреем и знаменитый "Ночной дозор", воспроизведенный Йоханом Кайзером в технике меццо-тинто.

Трудно переоценить значение нидерландской гравюры в истории искусства. Новизна сюжетов, новый образный строй, стремление отразить в гравюре реальный быт и природу своей страны отличают графику нидерландских мастеров от всей европейской гравюры.

Наверх