Предстоящие у креста

Из музейной документации известно о поступлении четырех резных и раскрашенных фигур, входивших в композицию Распятия, по высоте не превышающих 46 см, из церкви Преображения «под горой» в Калуге. Их традиционная датировка концом XVIII века, казалось бы, не внушает сомнений, как и присущий им стиль позднего барокко. Их функциональное назначение скорее всего связано с завершением сравнительно небольшого иконостаса, что являлось распространенным явлением в оформлении интерьера русского храма второй половины XVIII века, а иногда и первой четверти следующего XIX века.

Однако в сохранившейся описи этой церкви 1800 года нет о них упоминаний ни в описании главного иконостаса с живописным Распятием, ни в описании иконостаса придела Богоматери Казанской, освященного, по данным антиминса, в 1781 году. Следовательно, представленная здесь группа фигур из композиции Распятия, выполнена позже, либо привнесена в церковь из другого калужского храма. Схематичные описи калужских церквей, особенно внимательно фиксирующие буквально самые маленькие накладные венцы из серебра на многочисленных иконах, не позволяют установить происхождение скульптур. Это особенно достойно сожаления, поскольку фигуры хорошего художественного уровня и сравнительно удовлетворительной сохранности (лишь у Марии Магдалины и сотника Логина утрачены конечности левых рук).

Центральная часть композиции, крест с распятым Христом, утрачена. Музеи довоенного времени ввиду недостатка площадей фондохранилищ не принимали скульптуры больших размеров, поэтому уцелели лишь изображения, стоявшие по сторонам от креста. Их иконографический тип свидетельствует об использовании в качестве образца западноевропейской гравюры. Отсюда обращающий на себя внимание светский характер фигур скорбящей Богоматери, задумчивого юного Иоанна Богослова, выразительные жесты Марии Магдалины и римского сотника Лонгина. При сравнительно скромном масштабе сохраняются монументальный характер пластической моделировки, большую роль играет яркая раскраска. Но при этом нельзя не заметить нарушения анатомического строения фигур, впрочем, извинительное в декоративной скульптуре.

При отмеченных особенностях уточнение датировки фигур оказывается невозможным, поскольку в пластическом искусстве русской провинции начало XIX века стилистически неотделимо от наследия предшествующего столетия. Поэтому обозначение «около 1800 года», пожалуй, будет наиболее соответствовать объективному восприятию произведений.
 

Наверх