«Палитра новгородских монастырей». В рамках проекта «ART-знакомство»

Перейти к просмотру произведений ↓

Многовековая история Новгорода притягивала исследователей еще со времен становления отечественной исторической науки. Еще в XVIII веке разразились споры о том, какой народности являлись эти призванные варяги, приехавшие в Новгород для управления, и какова их роль в становление древнерусской государственности. С течением времени Новгород занимал все бо́льшие места в трудах историков, появлялись специальные издания по истории города и его вклада в отечественную историю и культуру. Одновременно подогревался интерес со стороны поэтов и художников. Одних занимала, например, новгородская вольность, других – живописность Новгорода. Одним из объединительных направлений, привлекавших и историков, и художников, и поэтов, является старинная архитектура, которой богата Новгородская земля. На сегодняшний день от древней и средневековой архитектуры Новгорода остались по большей части только сооружения религиозного плана, приоткрывающие мир духовной культуры Новгородской земли.

Интерес к религиозной истории Новгорода и ее архитектурному содержанию выражался не только в академических кругах, но также проявлялся у самых разных групп населения – от простых людей до путешественников. Иностранцы, посещавшие Новгород в XV-XIX вв., в первую очередь замечали обилие монастырей с многочисленными постройками, как в самом городе, так и в окрестностях, что производило на них впечатление о крупной величине Новгорода. Как пишет Адам Олеарий, который посетил Новгород в первой половине XVII века: «Город Новгород – довольно велик: он имеет в окружности – милю; ранее он был, однако, еще больше, как видно по старым стенам, церквей и монастырей... Из-за многих монастырей, церквей и куполов город извне великолепен...», а спустя время Орби де ла Морте, побывавший в Новгороде в 1726 году, сообщает в своих заметках: «Нет ничего более обманчивого, чем вид Новгорода с отдаления в 5- 6 верст: его обширность, многочисленность колоколен и башен создают впечатление, что это один из красивейших городов Европы. Однако когда приблизишься на расстояние нескольких сотен шагов, он предстает таким, каков есть в действительности...».

Особый вклад в копилку новгородского искусства внесли художники XX – нач. XXI в., сохраняя виды архитектурных ансамблей или отдельных сооружений монастырей на своих полотнах. И начать нашу беседу стоит с первых двух монастырей Новгородской земли – Юрьева и Антониева, летописные сведения о которых начинаются с XII столетия. С основанием в 1106 году Антониева монастыря связывается удивительная легенда, когда Антоний Римлянин прибывает на унесенном морской волной камне из Италии. Как сообщает Адам Олеарий: «Русские рассказывают, да и сами верят, что св. Антоний в Риме сел на жернов, поплыл на нем по Тибру в море и вокруг Испании, Франции, Дании, через Зунд, Балтийское море, Ладожское озеро и реку Волхов доплыл до Великого Новгорода, где он вместе с камнем вышел на берег». Антониев монастырь был центром сосредоточения русской средневековой культуры, а также одним из наиболее влиятельных и крупных монастырей периода Новгородской республики. Главный собор Антониева монастыря Рождества Богородицы устроен в 1117-1119 гг. по велению Антония Римлянина. На работах художников С.И. Пустовойтова, О.А. Кузнецовой и А.Н. Васильева запечатлен это древний новгородский монастырь в разных техниках, что придает дополнительный колорит и вариативность взглядов – ведь каждому человеку свойственно видеть мир немного отлично от того, каким он предстает у другого человека. Каждый заостряет взгляд на том, что ему ближе и интереснее, поэтому весьма любопытно увидеть один объект, выполненный разными художниками.

Сооружен он в княжеский период наряду с другой древней обителью – Юрьевым монастырем. Точной даты основания Юрьева монастыря письменными источниками не сообщается, но на его существование в период строительства Георгиевского собора в 1119 году указывают свидетельства из источников. Георгиевский собор в XII веке служил княжеской усыпальницей вместе с собором Святой Софии, расположенной в Новгородском кремле, также был важной составляющей политической жизни Новгорода периода независимости. Историческая значимость и красота обители привлекала многих художников, среди которых: В.А. Бабиков, Э.Н. Иванов, Д.В. Соколова, Н.В. Григорьева. Как уже упоминалось, и в самом городе, и в окрестностях было множество монастырей, которые до нас дошли как с сохранившимися постройками, так порой с полностью утраченными сооружениями, на месте которых остались небольшие холмики, являющимися следами эпохи существования монастыря. На работах Д.В. Соколовой и С.Ю. Горбачева запечатлен ансамбль Зверина монастыря, одного из древнейших новгородских монастырей (первое упоминание в XII в.). Свято-Духов монастырь можно увидеть на работах, выполненных С.И. Пустовойтовым и О.Н. Сауловым. Десятинный монастырь, здания которого занимает Музей художественной культуры Новгородской земли, выполнен такими художниками, как: Э.Н. Иванов, В.С. Сахарова, Н.В. Захарова. Перед вами будут представлены еще ряд новгородских монастырей с давней историей и живописной архитектурой, образ которых сохранен на полотнах художников.

Сейчас архитектурный образ города по большей части организуется за счет многоэтажных зданий, а ранее большое влияние в формировании вносили монастырские комплексы (храмы, колокольни, хозяйственные постройки и др.). Монастыри по архитектурному замыслу похожи на небольшие замкнутые городки, служащие духовно-нравственному воспитанию и душевному отдыху, который приходит от невероятной красоты этих построек. В том числе с этой целью художники неоднократно обращали внимание на новгородские обители и делились этими видами с нами.

Все произведения находятся в собрании государственного музея художественной культуры Новгородской земли.

Наверх