«Новгород глазами художников». В рамках проекта «ART-знакомство»

Новгородская земля занимает особенное положение в истории России. Новгород был одним из центров формирования государственности у восточнославянской группы племен. Здесь в период независимости долгое время существовало в некотором роде альтернативное направление политического развития Русского государства. На этой земле стоит множество невероятно красивых и древних объектов архитектуры, бо́льшая часть из которых отражает тенденции в развитии новгородской архитектурной школы. На Новгородской земле достаточно много культовых и памятных мест, хранящие отголоски событий в истории не только России, но и стран-соседей. Новгородская земля по сей день привлекает множество простых людей, путешественников, паломников, деятелей науки, культуры и искусства, сохраняющих свои впечатления и знания – и в устной, и в документационной, и в изобразительной формах.

В контексте виртуального выставочного проекта представляют особый интерес предметы творчества местных художников, которые способствуют визуальному знакомству с культурой Новгорода. Они раскрывают через призму восприятия мира художником, через личностный опыт, ту философию, которую ощущает сам автор и, впоследствии, заключает в своем полотне. Поэтому весьма любопытно посмотреть на памятники архитектуры и природу Новгородской области глазами самих новгородцев.

Когда спрашивают о памятниках современного Великого Новгорода, невольно называешь Детинец и Софийский собор. Действительно, данные сооружения в определенной степени олицетворяют былое могущество города. Например, Святая София является древнейшим каменным храмом России. Собор был построен в 1045-1050 гг. под руководством князя Владимира – сына Ярослава Мудрого. Жители средневекового Новгорода говорили «где София, тут и Новгород», тем самым указывая на высокую политическую и культурную роль дома Святой Софии. Красоту и величие собора можно увидеть в работах С.И. Пустовойтова и Ю.И Ерышева. Расположен собор на территории Новгородского кремля, который также именуется среди горожан Детинцем. В средневековом Новгороде, в отличие от других древнерусских городов, крепость никогда не служила в качестве княжеской резиденции и местом дислокации дружины. Впервые в летописи крепость упоминается в годовой записи 1044 года, а на сегодняшний день стены и башни Кремля относятся к концу XV столетия, т.к. был перестроен по велению князя Ивана III. Интересные виды на крепостные стены, башни, внутренние сооружения представлены работами Л.Н. Дутова, Е.М. Ушановой, Б.Л. Будницкого, Д.В. Соколовой, О.Н. Саулова, С.И. Пустовойтова и Э.Н. Иванова.

У многих городов есть старая его часть, в Новгороде она называется Окольным городом. В ее черте, а также на прилегающей с внешней стороны территории, располагается ряд интереснейших сооружений: Ярославово дворище с красивейшим архитектурным ансамблем, дом купца С.Г. Орлова, дом Э.И. Берга с оригинальным фасадом в стиле эклектики, Власьевская церковь, церковь Двенадцати апостолов на Пропастех, церковь Петра и Павла в Кожевниках, сооружения Свято-Духова, Зверина-Покровского, Десятинного монастырей, остатки Оборонительного вала, обрамляющего старую часть города, и многие другие. Виды с новгородской архитектурой представлены на работах В.С. Сахаровой, В.Ф. Филипченко, Г.Н. Алексеева, О.Н. Саулова, Э.Н. Иванова, Б.К. Петрова и др.  

Комплекс Десятинного монастыря с утраченным главным храмом, но устоявшей под воздействием событий истории колокольней, выстроенной в неорусском стиле, является в прямом смысле местом сосредоточения искусства. Сегодня, монастырские здания используются в качестве мастерских членов Союза художников России, здесь же располагается Музей художественной культуры Новгородской земли. В этой связи изображение монастыря в творчестве деятелей искусства занимает почетное место, широко представленный и в графике и живописи. Так, на полотнах Г.В. Кижапкиной, Н.Ю. Золиной-Минкевич, И.И. Кушнира, Н.В. Захаровой и В.С. Сахаровой показан не просто ансамбль обители, но и какие изменения он претерпевал под влиянием времени. 

Конечно, информационная составляющая о памятниках представлена лишь отчасти, а в архитектурном плане показана малая толика новгородских древностей, которые не заканчиваются чертой города и расположены на всей его нынешней территории. А чтобы увидеть всю красоту Новгорода, познакомиться с его культурными примечательностями и узнать тысячелетнюю историю, желательно посетить город и его учреждения культуры и науки.

Наверх