«Мечта о космосе. Полёт первый»

     Виртуальная выставка, на которой Вы сейчас находитесь, призывает на время забыть о суете насущных дел и окунуться в мир, где мечта и реальность постепенно объединяются в единое целое, а представления о мироздании выходят за границы обыденного. Вселенная бесконечна и те возможности, которые она может предоставить человечеству, ограничены лишь недостаточной силой разума. К.Э. Циолковский предсказывал, что однажды люди смогут подчинить себе природные стихии, смогут остановить болезни, войны, катаклизмы, а после отправятся колонизировать новые планеты. Эти мысли великого учёного рождались в городе Калуге, который впоследствии стали называть «Колыбелью космонавтики».

    Философия космизма и последующее развитие практической космонавтики оказали значительное влияние на осмысление художниками тем бытия и мироздания. Первые попытки человека осознать своё место во вселенной неразрывно связаны с религиозными представлениями. Многочисленные примеры мы можем наблюдать в графике и живописи старых мастеров, где земная жизнь трактуется как этап на пути к жизни небесной, где художники изображают смерть как переход человека в бесконечно-единое пространство, в котором больше не будет времени. Развитие науки меняет представления о мироздании, что мгновенно находит своё отражение в искусстве, которое с началом ХХ века обращается к поиску новых изобразительных форм отражения реальности. Космизм постепенно получает свою художественную трактовку на полотнах кубистов, футуристов, абстракционистов, где даже обыденные сюжеты приобретают бытийный характер. В наши дни, когда перспектива освоения космоса уже не является утопией, искусство продолжает осмыслять место человека и человечества во вселенной.

    В городе, где в текстах и чертежах Циолковского зарождались первые мысли о космических полётах, в Калужском музее изобразительных искусств находится коллекция произведений, посвященных знаменитому учёному и Калуге — «Колыбели космонавтики». И, совершенно закономерно, что большая часть этих произведений принадлежит художникам калужской земли, работавшим и работающим в самых разных художественных направлениях.

    Мечты о космосе в виде причудливых фантасмагорий предстают в работах Ирины Камышанской («У истоков космонавтики», «Калуга в третьем тысячелетии»), где художница легко и гармонично совмещает народные и религиозные образы с темой стремительного прогресса. Монументальный триптих «Мечтатели» Юрия Епишина рассказывает о людях, сильных духом и разумом. Первый из них— «Человек с птицей» —простой ремесленник. Очевидно, что он не изобретатель и не мыслитель, но душою своей выше обыденности и мечтами устремлён к таинственному и неизведанному, которое символично изображено в образе птицы. Второй — «Человек с крыльями» — печально олицетворяет последнюю надежду: герой взмывает в небо, держа в руках самодельные крылья, но нам, зрителям, будто уже известно, что ему, словно Икару, суждено упасть. Центральное место в триптихе занимает портрет К.Э. Циолковского. Серьёзный и задумчивый, он изображен перед своими чертежами. Его образ монументален, сильные и крепкие руки подчеркивают мощь и глубину личности.

     Портреты Константина Эдуардовича несут в себе всю полноту и силу мысли великого учёного, но важно заметить, что перед зрителем не просто человек науки, а прежде всего мечтатель. Но фантазии Циолковского не беспочвенны, они находят крепкую опору в виде серьёзных математических и философских размышлений. Многим художникам особенно интересно было запечатлеть интерьер дома Константина Эдуардовича, в особенности его рабочий стол и мастерскую, которые становятся своеобразными «портретами», где предметное окружение олицетворяет образ Циолковского. В триптихе «Калуга Циолковского» Александр Шубин раздвигает границы пространства и времени: в голубое небо гармонично вплетаются схемы и чертежи, а стены и крыша дома учёного становятся частью космического мироздания. В величественной задумчивости предстаёт Циолковский в портрете, написанном Владимиром Любимовым, где главный герой в меру строг и в меру патетичен, он не перестаёт размышлять даже в минуты отдыха.

     Глубоко символично, что первым человеком в космосе стал соотечественник Константина Эдуардовича — Юрий Алексеевич Гагарин. Прошло всего чуть больше четверти века после смерти великого учёного до того момента, когда то, что еще недавно считалось неосуществимым, стало реальностью — человек преодолел притяжение Земли и увидел всю красоту нашей планеты в космическом пространстве. И в этом ореоле особенно выразителен портрет Гагарина, выполненный кистью Андрея Плотного («На Родине Гагарина»). Главный герой окружен родными земными просторами, он свеж и весел, и личность его заставляет взглянуть на работу шире, здесь Юрий Гагарин — человек вселенной, впрочем, как и все остальные люди, а Родина наша — планета Земля.

     Философия космизма и освоение людьми космоса значительно повлияли на современное изобразительное искусство и воплотились в самых разных и необычных образах. В работе Михаила Мантулина («Путник») в единое целое сливаются абстрактное и фигуративное, он словно выстраивает изображение из земного и внеземного, где первое — часть второго. Вневременным предстаёт образ Циолковского в картине Вячеслава Толщина. Эта работа больше, чем просто портрет учёного, она изображает Константина Эдуардовича как человека вселенной, образ которого выходит за условные рамки привычного нам пространства.

    В основу выставки легли произведения из собрания Калужского музея изобразительных искусств, но также здесь можно увидеть ряд работ калужских художников, которые не смогли остаться в стороне и приняли активное участие в формировании экспозиции, дополнив её живописью, графикой и скульптурой. Среди них работы Владимира Арепьева, Валентина Денискина, Геннадия Мясникова, Евгения Столярова и Павла Вольфсона.

     Выставка «Мечта о космосе. Полёт первый» будет проходить с 16 апреля по 23 мая в Информационно-образовательном и выставочном центре Калужского музея изобразительных искусств (ул. Ленина, 103, второй этаж). Ждём Вас!

Наверх