Выставка одной картины А.П. Боголюбова «Казань»

К 200-летию знаменитого русского художника Алексея Петровича Боголюбова Калужский музей изобразительных искусств представляет выставку одной картины мастера «Казань» (1861).
К 200-летию знаменитого русского художника Алексея Петровича Боголюбова Калужский музей изобразительных искусств представляет выставку одной картины мастера «Казань» (1861).

А.П. Боголюбов – крупный русский художник XIX в., оставивший след не только благодаря своему значительному творческому наследию, но и через активную общественную деятельность: создание первого в России общедоступного музея, помощь и покровительство русским художникам в Европе, участие в деле передвижничества. По верному замечанию И. Репина, А. Боголюбов — «корифей русского искусства», самоотверженно посвятивший себя служению ему и своей родине.

В 1946 г. через Государственную закупочную комиссию в калужский музей поступил подписной графический лист художника «Казань» (1861). Рисунок сепией изображает разлив реки Волги у г. Казани. На заднем плане во мгле видна панорама города с очертаниями зданий. Вереница людей бредет вброд по мелководью. На переднем плане можно рассмотреть женщину, несущую на руках одного ребенка, и другого, идущего рядом с ней. Движение реки подчеркивают мелкая рябь и островки травы, наполовину выступающие из-под воды. Низко летящие птицы оживляют рисунок. Оттенками коричневого тона художник мастерски передает световоздушную среду, сумрачность высокого неба, блеск разлитой водной глади.

Создание этого листа имеет свою историю и совпадает по времени с открытием для русской публики А. Боголюбова как художника. В конце 1860 г. А. Боголюбов возвратился на родину из заграничной командировки, привезя с собой множество картин и этюдов.  С 15 ноября по 15 декабря 1860 г. Академия художеств организовала выставку произведений художника, после которой общественности стало понятно, что перед ней уже не просто ученик М. Воробьева и последователь И. Айвазовского, каким А. Боголюбов был шесть лет назад, уезжая за рубеж, а большой и интересный мастер, которого Россия еще не знала.

Произошло повсеместное признание его таланта: Академия художеств присвоила ему звание профессора, были даны квартира и право иметь учеников. Многое из экспонируемого на выставки приобрели коллекционеры. Император Александр II расплатился за крымские картины и заказал А. Боголюбову новую серию полотен на сюжеты всех петровских морских сражений. Журнал «Современник» (№ 12) откликнулся на выставку статьёй «Новое имя в русских художествах...». А будущий лидер передвижников И. Н. Крамской писал: «До 61-го года о нем ничего не было слышно. В 1861 году он устроил большую выставку из всего сделанного им за границей и сразу стал тем Боголюбовым, которого мы знаем: огромная, хорошо усвоенная им европейская техника и некоторое сочинительство пейзажа». Знаковость события отмечал и сам А. Боголюбов: «Выставка моя посещалась бойко и стояла целый месяц. Тут меня узнали разом, и я составил ею себе имя, которым честно живу и теперь».

Именно в этот период художнику поступает предложение совершить путешествие по Волге: «В Москве мы порешили с братом принять приглашение от директора пароходства по Волге «Самолёт» Б. А. Глазенапа, старого флотского знакомого, весной плыть по Волге от Твери до Астрахани для составления путеводителя. Брат взял литературно-описательную часть, а я – иллюстрацию». Результатом путешествия явилась книга Н. П. Боголюбова «Волга от Твери до Астрахани» и этюды волжских городов. Один из них — это калужский лист «Казань». К работам этой серии можно также отнести его «Бурлаки» и «Столбичи на Волге».

Выставка продлится с 24 апреля по 22 мая.

Наверх