Выставка одного произведения Пьетро Баццанти «Читающий мальчик»
- 08 апреля – 31 мая
- Калужский музей изобразительных искусств (ул. Ленина, 104)
Имя итальянского скульптора Пьетро Баццанти широко известно, но сведения о нём и его произведениях не отличаются желанной полнотой. Поэтому экспонируемое в музее изваяние невольно сближается с многочисленными мраморными статуям, которыми на огромном европейском пространстве украшали детские погребения.
Пьетро Баццанти (1825-1895) – сын скульптора Николо Баццанти, от которого унаследовал камнерезное ремесло. Выполненное им из каррарского мрамора изображение сидящего на прямоугольном пьедестале, с накинутой тканью, обнажённого мальчика, углубившегося в чтение раскрытой книги, которую он бережно придерживает обеими руками, производит, надо признать, сильное впечатление. По-детски непринуждённая поза, округлая голова с перевязанными узкой лентой коротко подстриженными кудрявыми волосам, весьма напоминает позднеантичные и ренессанские модели. На страницах раскрытой книги в руках у мальчика имя Кановы, самого знаменитого из итальянских скульпторов новейшего времени, вернувшего итальянское ваяние к формам античного искусства. Им созданы идеальные фигуры и отличающиеся прекрасной пластической композицией надгробные памятники. Сборники гравюр с произведений Антонио Кановы (1757-1822), гравированные в Лондоне в 1828 году и изданные в трёх томах в Штутгарте, широко использовали последователи великого мастера. К их числу относился и Пьетро Баццанти.
Художественные достоинства этих мастеров ярко выделяются на фоне многочисленных изваяний, наполнявших европейские кладбища с мраморными надгробиями. Особенно были распространены фигуры спящих или плачущих обнажённых мальчиков, установленные на могилах, выражавшие скорбь родителей. Этим отдавали дань идущей от античных времён традиции, поддержанной ренессансными скульпторами и затем превратившейся в кладбищенскую индустрию. И сегодня в Западной Европе нередко можно видеть тщательно охраняемые привилегированные кладбища, в сущности, музеи под открытым небом, с подобными мраморными фигурами.
В XIX веке эти фигуры постепенно становятся предметом коллекционирования, доказательством чему отчасти являются экспонаты нашего музейного собрания, с утраченными отдельными деталями в период своего кладбищенского прошлого.
Выставка продлится до 31 мая.
Куратор выставки – Василий Григорьевич Пуцко.
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время. Заказать