Вернуться назад Вернуться назад

Жан-Луи Вуаль. «Портрет великой княгини Марии Федоровны»

Жан-Луи Вуаль (1744 - 1829). «Портрет великой княгини Марии Федоровны». 1791–1793. Холст, масло. 80 х 60 см.

Жан-Луи Вуаль (Jean-Louis Voille) – типичный представитель россики, т.е. иностранных художников, работавших в России в XVIII – XIX столетиях. Он более тридцати лет жил в России, и почти неизвестен на своей родине, во Франции.

Ж.-Л. Вуаль родился 04 мая 1744 года в Париже в семье ювелира. Учился в Королевской Академии живописи у Француа Друэ-младшего в 1758 году. В Санкт-Петербург он прибыл в качестве актера и декоратора французской театральной труппы в начале 1760-х годов. Оставив театр, он начал работать как живописец, и вскоре зарекомендовал себя как талантливый портретист. В 1780 году он стал придворным художником «малого двора», как тогда называли двор великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла I. Он неоднократно писал портреты Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны, их детей, а также портретировал русскую аристократию. В 1793 году после Французской революции художник уезжает на родину, но, не найдя там работы, возвращается в 1795 году в Россию, продолжает здесь жить и работать до своей смерти в 1806 году.

В собрании музея находится авторское повторение портрета великой княгини Марии Федоровны (1759 – 1828), второй супруги Павла Петровича, выполненное в 1791–1793 годах, с оригинала 1791 года, который в настоящее время находится в Павловском дворце-музее. Ж.-Л. Вуаль не имел учеников и помощников и все копии со своих портретов выполнял сам. Портрет происходит из собрания графов Лазаревых, близких ко двору великого князя Павла Петровича. До 1917 года портрет находился в имении Железняки, принадлежавшем их потомкам князьям Голицыным.

Портрет Марии Федоровны относится к зрелому периоду творчества художника, который приходится на 1780-1790-е годы. Он принадлежит к классическому варианту камерного поясного портрета в творчестве Ж.-Л. Вуаля. В нем художник создает репрезентативное изображение модели в рамках камерного портрета, чему способствует умелая передача осанки Марии Федоровны, отражающая ее царское достоинство: корпус модели дан в трёхчетвертном повороте, голова – в анфас. Очень часто Ж.-Л. Вуаль не пишет кисти рук моделей, но, тем не менее, использует их выразительные возможности для создания живой композиции портрета: одна рука опущена вдоль тела, другая – отведена в сторону, в их трактовке чувствуется движение. Его портретам этого период присуща своеобразная трактовка лиц с лапидарной, крепко, вылепленной и несколько уплощенной пластикой. Все его портреты исполнены в сдержанной, благородной живописной манере, им свойственна монохромная серебристая цветовая гамма.

Несмотря на долгие годы жизни и работы в России, Ж.-Л. Вуаль сохранил органическую связь с французской художественной культурой, которая чувствуется по стабильному качеству его работ, свободе в передаче фактурно-пластических свойств натуры, изяществу мазка.

Наверх