Вернуться назад Вернуться назад

Жак Шарль де Белланж. «Святой Иаков Старший»

Жак Шарль де Белланж (около 1575 – 1616). Святой Иаков Старший. 1602 – 1616 гг. Бумага, офорт. 27,8 x 15,3 см.

Жак Шарль де Белланж – один из самых загадочных художников рубежа XVI и XVII веков, яркий и своеобразный представитель маньеризма. Место рождения Белланжа и родители неизвестны. Французские исследователи считают, что он родился в области Бассиньи, известной также как Белланж (Bellange), рядом с местечком Ламот. Эта деревня была полностью уничтожена в 1645 году французскими войсками во время завоевания Лотарингии и в настоящее время не существует.

Творческая деятельность этого выдающегося живописца, рисовальщика и гравёра связана с Нанси – столицей суверенного в ту пору герцогства Лотарингия. Придворный художник герцогов Лотарингии Карла III и Генриха II, Белланж писал портреты, религиозные и мифологические сцены, создавал декорации и костюмы для театра. В 1606, по случаю бракосочетания Генриха II и Маргариты Гонзага, он написал 20 охотничьих сцен для Оленьей галереи дворца герцогов (росписи погибли в 1871). В 1608 герцог Лотарингский послал Белланжа во Францию для изучения декоративного убранства королевских замков. Белланжу приписывают около сотни рисунков и всего несколько картин. Он создал 48 офортов, преимущественно на религиозные темы, при этом гравировал только по собственным рисункам. Белланж мог выучиться искусству офорта у Фридриха Брентеля или его помощника Матеуса Мериана, которые в эту пору работали в Нанси, создавая гравюры, изображающие церемонию похорон герцога Лотарингии Карла III. Еще до 1610 в Кёльне Криспин де Пасс издал 8 гравюр по рисункам Белланжа. В этот же период, в 1610 – 1611, Белланж расписал новую галерею во дворце герцога сценами из "Метаморфоз" Овидия. В начале 1616 он создавал эскизы костюмов и декораций для придворного балета.

Жак Белланж при жизни был знаменит, но почти все его живописные произведения оказались уничтоженными или утраченными. Современники сравнивали его произведения с работами Рафаэля, Микеланджело и Дюрера, однако в XVII веке имя мастера забыли и возобновление интереса произошло лишь в начале XX столетия.

Офорт "Святой Иаков Старший" представляет собой яркий образец оригинального художественного видения Белланжа, неповторимого своеобразия его художественной манеры. На листе небольшого формата изображен апостол Иаков – сын Зеведея (рыбака из Галилеи) и брат Иоанна Евангелиста. Иаков был в кругу близких к Христу людей, вместе с Петром и Иоанном присутствовал при Преображении и при Борении в Гефсиманском саду. Был подвергнут мучениям и казнен в 44 г. Иродом Агриппой. В левой руке Иаков держит посох, на голове – широкополая шляпа пилигрима. Его особый атрибут – раковина. Средневековые пилигримы, называя её гребешком святого Иакова, прикрепляли к шляпе как свидетельство своего паломничества, а также использовали в качестве дорожной посуды.

Произведения Белланжа встречаются чрезвычайно редко, и ни в одном музее мира нет полного собрания его офортов. В Калужском музее изобразительных искусств хранятся три листа Белланжа из его "Апостольской серии" ("Jesus Christ et les Apôtres").

Гравюра поступила в музей в 1919 году из имения Барятино Тарусского уезда Калужской губернии в составе частного художественного собрания князей Горчаковых.

Наверх