Вернуться назад Вернуться назад

Жак Куртуа. «Батальная сцена»

Жак Куртуа (прозванный Бургиньон) (1621 – 1675). Батальная сцена. Середина XVII в. Бумага верже, карандаш, перо, кисть коричневым тоном. 45 х 62 см.

Жак Куртуа – знаменитый французский живописец, рисовальщик и гравёр эпохи барокко. Художник писал преимущественно батальные сцены и приобрёл в этом жанре европейскую известность. Куртуа создал новую типологию батального жанра: вместо топографического вида с птичьего полета или фризовых композиций он изображает битвы кавалеристов, в которые вовлекается и зритель.

Жак Куртуа родился во Франции в местечке Сент-Ипполит в семье художника и первые уроки живописи получил от отца. Когда Жаку исполнилось 15 лет, вся семья перебралась в Италию, где братья Куртуа – Жак, Жан-Франсуа и Гийом – близко познакомились с итальянским искусством и сами стали известными художниками по прозвищу Бургиньон – ("бургундские").

Жизнь Жака была полна переездов и приключений, он был солдатом и монахом, бродягой и иезуитом. В сюжетах картин Куртуа нашли отражение его биография и жизненный опыт. По приезде в Италию, в Милане Жак познакомился с неким французским офицером, которого в течение трех лет сопровождал в военных походах. Знаменитый итальянский живописец Гвидо Рени, увидев картину Куртуа, убедил молодого художника последовать за собой в Болонью. Вскоре Куртуа перебрался во Флоренцию, а затем, в обществе двух голландских живописцев, добрался до Рима. Он нашёл себе приют в монастыре Санта-Кроче и вскоре завоевал общее признание. По рассказам, одно время Куртуа удалился в монастырь и писал образа, из которых, однако, до нашего времени не сохранилось ни одного.

В течение всей жизни художник много путешествовал: Милан, Болонья, Сиена, Флоренция, Рим, Фрайбург. Около 1638 – 1639 гг. Куртуа обосновался в Риме и вскоре приобрёл покровительство благородных римских семейств Саккетти и Памфили. Признание, успех и феноменальная популярность пришли к нему в 1640-е годы.

Первая крупная работа Жака Куртуа – фреска в трапезной церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме на тему "Чудесное насыщение пяти тысяч человек" была выполнена по заказу миланского аббата Иллариона. Первые батальные композиции – два рисунка для иллюстрирования книги иезуита Фамиано Страды "De Bello Belgico" (1647).

Ранние картины художника с изображением военных эпизодов отличаются яркими красками и скрупулёзной детализацией, однако, батальные сцены, созданные в 1650-е годы, демонстрируют эволюцию Куртуа к более широкой и обобщённой манере письма и утончённой красочной гамме. Самые знаменитые произведения батального жанра – это четыре монументальные композиции, выполненные для Маттиаса Медичи, где запечатлены реальные военные события 1641 – 1643 лет, в которых принимал участие Медичи (Флоренция, Уффици), две картины, написанные по заказу венецианского посла Саградо (Дрезден, Картинная галерея), батальные сцены для Палаццо Морони (Бергамо).

В 1657 году Жак Куртуа вступил в орден иезуитов и в течение последующих лет выполнил довольно много религиозных произведений. В 1675 году художник написал свой автопортрет для Козимо III Медичи, запечатлев себя крупным планом на фоне сражения.

Батальные сцены, представленные, как правило, в панорамных ландшафтах, отличаются реализмом, динамикой, эмоциональной экспрессией, а также искусной аранжировкой фигур и мастерством в передаче световоздушной среды. На протяжении творческого пути Жак Куртуа варьировал свою цветовую палитру, однако для большинства его работ характерно сочетание голубых, серебристо-серых, зелёных, коричневых и жёлтых тонов. Работал художник, по свидетельству современников, довольно быстро. Сделав несколько беглых рисунков с натуры, он писал свои композиции a la prima ("в один присест"). Произведения художника, всегда безупречные по качеству, оправдывают его высокую репутацию, которую он имел при жизни и о которой сообщают его биографы (Пасколи и Дезалье д'Аржанвиль).

Умер мастер в Риме 14 ноября 1676 года, как раз когда он вместе с братом собирался приступить к росписи Джезу – соборной церкви ордена иезуитов, одной из самых известных церквей Рима.

Батальные сцены Жака Куртуа оказали влияние на таких известных мастеров, как Ф. Монти, Ф. Симонини, Ч. Наполетано, Ж. Парросель.

Произведения Жака Куртуа хранятся в Париже (Лувр), Санкт-Петербурге (Государственный Эрмитаж), Москве (ГМИИ имени А.С. Пушкина), Мюнхене (Старая Пинакотека), Дрездене (Картинная галерея), Флоренции (Уффици), Болонье (Пинакотека), Познани (Национальный музей), Риме (Галерея Дориа), а также в частных собраниях.

Рисунок поступил в музей в 1919 году из имения Барятино Тарусского уезда Калужской губернии в составе частного художественного собрания князей Горчаковых.

Наверх