Вернуться назад Вернуться назад

З.Е. Серебрякова. «Портрет С.М. Лукомской, урожденной Драгомировой»

Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884 - 1967). Портрет С.М. Лукомской, урожденной Драгомировой. 1947. Бумага, масло, темпера. 60,5 х 46 см.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова — блестящий мастер живописи XX столетия, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю мировой живописи. Она родилась в 1884 году в семье известного скульптора Евгения Лансере. Братьями Серебряковой являлись живописец и график Евгений Лансере, архитектор Николай Лансере, а дядей – художник и историк искусства Александр Бенуа. Высокообразованная семейная среда способствовала раннему развитию таланта будущей художницы. Недолго проучившись в частных школах Петербурга и Парижа, она включилась в выставочную жизнь России на рубеже 1900-1910-х годов и сразу завоевала всеобщее признание. И дело было не только в своеобразной красоте, классичности самой живописной манеры Серебряковой. Она достаточно определенно выразила обаятельное женское начало, ясный и спокойный взгляд на мир. С 1924 года и до самой смерти в 1967 году Зинаида Серебрякова жила в Париже.

Среди произведений Серебряковой, созданных в эмиграции, обращает на себя внимание портрет величественной седовласой дамы в черном одеянии. Это изображение ее русской знакомой Софьи Михайловны Лукомской, урожденной Драгомировой (1871 – 1953). Она дочь известного генерала Михаила Ивановича Драгомирова, командующего войсками Киевского военного округа, и жена Александра Сергеевича Лукомского – генерал-лейтенанта, участника Первой мировой и Гражданской войн, видного деятеля Белого движения. После октябрьского переворота супруги Лукомские выехали за границу и навсегда покинули Россию. В годы пребывания в Париже состоялось их знакомство с художницей Зинаидой Серебряковой. Впоследствии семьи Лукомских и Серебряковых долгие годы связывали теплые дружеские отношения и многолетняя переписка. В Париже художница написала несколько портретов Софьи Михайловны и ее дочери, тоже Софьи.

Поясной портрет Лукомской-Драгомировой из собрания Калужского музея изобразительных искусств был выполнен Серебряковой в 1947 году накануне отъезда 76-летней Софьи Михайловны в Америку. Когда-то ее, молодую красавицу, писали великие русские художники – Илья Репин и Валентин Серов. На портрете Зинаиды Серебряковой Софья Михайловна предстает уже пожилой женщиной, умудренной нелегким жизненным опытом. Лукомская изображена в трауре, который она часто носила после смерти мужа, случившейся в 1939 году. Остро чувствуя индивидуальный характер модели, Серебрякова стремится к углубленной психологической характеристике портретируемой. Художница тщательно выписывает лицо Лукомской, широкими движениями кисти бегло намечает фигуру. Слегка прописанный фон смягчает белизну бумаги и дает нужный тон для общей сдержанной цветовой гаммы. Более всего художницу интересует выражение глаз Лукомской, и она акцентирует на них основное внимание. Серебряковой удалось передать выразительный, умный, чуть грустный взгляд Софьи Михайловны, говорящий о сосредоточенности мысли, собранности и требовательности к себе.

С.М. Лукомская прожила долгую жизнь, полную лишений и скитаний, но перед нами вовсе не потерянное существо, а благородная дама, во внешнем облике которой есть нечто особенное – скромное, но непреклонное. В известном смысле, это обобщенный, символический образ русской изгнанницы, аристократичной, скорбной, смиренно переносящей невзгоды бытия. В портрете С.М. Лукомской Зинаида Серебрякова выразила свое представление о красоте человека, духовном здоровье и ценности человеческой личности.

Наверх