Вернуться назад Вернуться назад

Йост Корнелис Дрохслот. «Вифезда»

Йост Корнелис Дрохслот (1586 – 1666). Первая половина XVII в. Вифезда. Холст, масло. 72 х 56 см.

Йост Корнелис Дрохслот – известный голландский художник и офортист, жил и работал в Утрехте. Дрохслот – мастер многолюдных сцен. Излюбленными темами творчества художника были деревенские празднества, бытовые сценки, пейзажи, исторические сюжеты. В картине Вифезда нераздельно сосуществуют пейзаж, бытовой и религиозный жанры.

Интересно, что существует целый ряд вариантов данной темы. Й.К. Дрохслот неоднократно обращался в своём творчестве к библейскому сюжету об исцелении расслабленного. Расслабленными в Евангелии называли тех, кто был болен настолько, что не мог самостоятельно передвигаться. В Евангелии от Иоанна рассказывается о том, как Иисус исцелил больного возле купальни Вифезда. Вода из купальни считалась чудодейственной: ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью (Евангелие от Иоанна; ин. 5:1-16). Все галереи при купальне были наполнены множеством слепых, хромых, убогих людей. Там же лежал расслабленный, страдающий своей болезнью тридцать восемь лет и почти потерявший надежду на исцеление, так как некому было опустить его в купальню при возмущении воды. Иисус сказал ему: возьми постель твою и ходи. И больной тотчас выздоровел, взял постель свою и пошёл.

Дрохслот трактует тему чудесного исцеления больного удивительно подробно, насыщая картину множеством деталей. Внимание художника рассеивается на изображение разнообразных мотивов: всё кажется ему занимательным. И возникают своего рода картины внутри картины, где каждая сценка обретает значительность и законченность. С одинаковым вниманием пишет Дрохслот и пейзаж, и фигуры. Живописный беспорядок толпы и беспокойные контуры пейзажа приведены в гармонию благодаря сдержанному колориту, неяркому солнечному освещению и строгой перспективе в построении пространства.

Имеется информация о семнадцати картинах, созданных мастером на этот сюжет. Это произведения, находящиеся в различных музеях и частных коллекциях: в Центральном музее Утрехта (Голландия), в Королевском музее изобразительных искусств Антверпена (Бельгия), в Музее изобразительных искусств Дюнкерка (Франция), в Музее изобразительных искусств Будапешта (Венгрия), а также в частных собраниях.

Картина из собрания Калужского музея изобразительных искусств входила ранее в состав художественного собрания князя Владимира Николаевича Аргутинского-Долгорукова (1874 – 1941) – известного коллекционера, мецената, искусствоведа. В.Н. Аргутинский-Долгоруков учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета и в Кембридже. Известно, что он состоял на дипломатической службе во Франции, а в первые годы советской власти (1918 – 1919) работал в Эрмитаже хранителем отдела рисунков и гравюр. Аргутинский-Долгоруков был одним из организаторов Русских сезонов Сергея Дягилева в Париже. С 1907 он сотрудничал с Музеем Старого Петербурга при Обществе архитекторов-художников, возглавлял комиссию по изучению и описанию Санкт-Петербурга. В 1910 вошел в состав Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. С 1921 жил в Париже. Всю свою жизнь Аргутинский-Долгоруков занимался коллекционированием. В состав его художественного собрания входили картины русских художников первой половины XIX в. и западноевропейских мастеров (более 60), архитектурная графика XVIII – первой половины ХIХ в. с видами Санкт-Петербурга и его окрестностей (около 2000), редкие образцы фарфора, автографы крупнейших деятелей литературы и искусства. Многие произведения из своего собрания Владимир Николаевич передал Эрмитажу и Русскому музею. В числе работ, поступивших из его коллекции в Эрмитаж, была и картина Й.К. Дрохслота Вифезда.

В 1920 – 1930-е гг. в российских музеях происходило перераспределение художественных ценностей, многие произведения изменили свое местонахождение. Этот процесс затронул практически все музеи, как провинциальные, так и столичные. В мае 1934 г. Музейный Отдел Наркомпроса утвердил передачу из Эрмитажа в Музей г. Калуги шестнадцати картин. В их числе была и картина Вифезда. Таким образом, произведение из бывшего собрания Аргутинского-Долгорукова оказалось в Калуге.

Наверх