Вернуться назад Вернуться назад

Ян Веникс. «Юноша с дичью»

Ян Веникс (1640 – 1719). Голландия. Юноша с дичью. Вторая половина XVII века. Холст, масло. 107 х 84 см.

Развитие голландского искусства во второй половине XVII века привело к появлению новых тем, связанных с требованиями времени. Это сказалось прежде всего в обогащении тематики натюрморта. Наряду с продолжающейся разработкой «завтраков» художники обратились к изображению цветов – «букетов», которые стали очень популярны в поздней голландской живописи. Одновременно возникает новый тип натюрморта - «обман зрения», где живописцы изощряются в иллюзорном воспроизведении различных предметов. Находит своих специалистов такой специфический жанр, как увековечение различного рода пресмыкающихся и насекомых. Наконец, широкое распространение получает натюрморт с битой дичью. Рождение и расцвет этого жанра связан с изменением вкусов голландского общества. Представители разных слоев Голландии повсеместно увлеклись новым модным занятием – охотой на мелкую и крупную дичь, зайцев, тетеревов, лебедей, фазанов. Своеобразная красота поверженной дичи начала интересовать и восхищать многих художников.

Ян Веникс (1640 - 1719) принадлежит к числу самых известных мастеров, работавших в жанре «охотничьих трофеев». Он был сыном художника Яна Баптиста Веникса и Йосины, дочери живописца Гиллиса де Хондекутера. Веникс-младший родился в Амстердаме, но первую часть жизни прожил в Утрехте. Поначалу Ян писал итальянские виды в манере отца, затем пристрастился к натюрмортам. В 1675 г. художник с семьей переехал в Амстердам, где добился успеха. Помимо натюрмортов художник создавал пейзажи, жанровые картины, портреты, делал офорты, выполнял заказы на оформление частных домов. Работы Яна Веникса хранятся в таких крупных музеях, как Маурицхёйс в Гааге, Государственный музей в Амстердаме, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Лувр в Париже, Картинная галерея в Дрездене, Королевский музей изящных искусств в Брюсселе, музей Бойманса ванн-Бёнингена в Роттердаме и других.

В собрании Калужского музея изобразительных искусств находится один из натюрмортов Веникса - «Юноша с дичью». На картине изображен прилавок с охотничьими трофеями и корзиной с фруктами. Молодой продавец в широкополой шляпе одной рукой держит тушку зайца, другой рукой указывает на нее, как будто предлагает невидимому покупателю. Поражает умение художника соединить в одной композиции разные детали: человеческую фигуру, фрукты и битую дичь. Значительное место в произведении занимает заяц, являвшийся излюбленным мотивом натюрмортов Яна Веникса. В своих картинах мастер часто обращался к трофеям с битыми зайцами, представляя эту тему во всевозможных вариантах.

Крупным планом показаны тушки мертвых птиц, лежащих на столе. Мягкие очертания тел со свешивающейся вниз головками определяют общий характер композиции. В превосходном полотне художника ощущается материальность, весомость предметов. При этом Веникс в совершенстве фиксирует тончайшую окраску тел зайца и птиц – мягкой пушистой шерсти, легкого птичьего пуха, жестких перьев. Колорит строится на доминанте черных и белых цветов, объединенных общей золотисто-коричневой гаммой.

Натюрморт «Юноша с дичью» поступил в музей в 1934 году из Государственного Эрмитажа. В 30-е годы по решению Наркомпроса многие произведения были переданы в провинциальные музеи для пополнения их собраний. Первоначально натюрморт Яна Веникса находился в составе знаменитой коллекции графа Н.А. Кушелева-Безбородко (1834-1862). В 1862 его коллекция по завещанию перешла в собственность Императорской Академии художеств, а в 1922 году была передана в Эрмитаж.

Наверх