Вернуться назад Вернуться назад

Якопо Бассано. «Христос в доме Марфы и Марии»

Якопо Бассано (1510 – 1592). Христос в доме Марфы и Марии. ХVI век. Бумага, карандаш. 27 х 44 см.

"Женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё".
(Евангелие от Луки, гл. 10, 38-42)

Карандашный рисунок "Христос в доме Марфы и Марии" приписывается выдающемуся итальянскому живописцу венецианской школы эпохи позднего Возрождения Якопо Бассано. Рисунок представляет собой интерпретацию одноименной картины в зеркальном отображении.

Главный символический смысл картины состоит в том, чтобы показать две жизни – деятельную и созерцательную. Первую персонифицирует Марфа, вторую – Мария.

Любопытно, что евангельский сюжет здесь трактуется, как сцена из повседневной жизни, с изображением многочисленных орудий домашнего обихода. Иисус с учениками входят в дом Лазаря. Их встречают сестры Лазаря – Марфа и Мария. Марфа преклонилась перед святыми гостями, а Мария приглашает их в дом. За столом, накрытым белой скатертью, сидит Лазарь, помогая с приготовлением трапезы. На столе среди разнообразных предметов быта представлены главные символы христианской религии: хлеб, чаша с вином, виноград. Большое внимание уделено мельчайшим деталям быта, от корзин с провиантом до кухонных полок и забавных домашних животных.

Якопо Бассано, настоящее имя Джакомо да Понте, родился в семье художника Франческо Бассано Старшего. Живописи учился у своего отца, позже в Венеции у Бонифацио Веронезе. В 1540 вернулся в родной город. Там у него была большая мастерская, а в 1549 он был назначен консулом. Под влиянием Тициана, Лоренцо Лотто, Тинторетто и художников-маньеристов Бассано удалось выработать свой стиль, для которого характерны точность в воспроизведении реальности и жанровая трактовка религиозных композиций.

Якопо Бассано одним из первых итальянских живописцев обратился к сельской тематике, и именно картины, в которых так или иначе присутствуют деревенские детали, принесли ему наибольшую известность.

Есть сведения, что знаменитый Паоло Веронезе послал своего сына Карлетто "учиться ремеслу" именно в мастерскую Бассано, что свидетельствует о том, как высоко ценил он талант своего товарища по цеху. Помимо прочего, если верить биографам Бассано, тот же Веронезе в своей картине "Брак в Кане Галилейской" изобразил его рядом с собой, Тицианом и Тинторетто в группе музыкантов.

Картины Якопо Бассано пользовались огромной популярностью, и мастер иногда делал реплики одной и той же сцены, призвав в помощь Франческо – самого талантливого из сыновей.

Рисунок поступил в музей в 1919 году из имения Барятино Тарусского уезда Калужской губернии в составе частного художественного собрания князей Горчаковых.

Наверх