Вернуться назад Вернуться назад

В.М. Васнецов. «Встреча Олега с волхвом»

Васнецов Виктор Михайлович (1848 - 1926). Встреча Олега с волхвом. 1899. Бумага на картоне, акварель, гуашь. 40,3 х 43 см.

Личность В.М. Васнецова была очень многогранной. Он был создателем монументальных росписей Владимирского собора в Киеве, православного собора в Варшаве. По его проектам были построены церковь Спаса нерукотворного в Абрамцеве, его собственный дом в 3-м Троицком переулке (ныне – пер. Васнецова) в Москве, фасад Третьяковской галереи. Также Васнецов В.М. создал большое количество графических произведений, выполненных в разных техниках: карандашом, сепией, пером, гуашью, акварелью. Но вошел он в историю русского искусства, в первую очередь, как создатель станковых полотен на сюжеты из героических народных преданий.

Творчество В.М. Васнецова являет собой образное выражение сюжетов древнеславянского былинного эпоса. Под его кистью возникала сказочная, таинственная, самобытная и великая Русь, с ее богатырями и царевнами. Народные сказания, предания, песни, сказки, которые передавались из поколения в поколения, из уст в уста, обрели новую форму выражения на полотнах Васнецова - видимый образ, понятный и любимый для русского народа.

Графическое произведение «Встреча Олега с волхвом» было создано в 1899 году и представляло собой эскиз к рисунку-иллюстрации стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге». В этом году к 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина юбилейная комиссия Академии наук по чествованию его памяти организовала издание сочинений поэта в трех томах. К оформлению данного издания были привлечены многие современные художники: А.Н. Бенуа, М.А. Врубель, И.И. Левитан, В.И. Суриков, И.Е. Репин, и в том числе В.М. Васнецов. Собрание сочинений А.С. Пушкина было напечатано в типографии А.И. Мамонтова, рисунки воспроизведены цинкографией в Москве и Париже.

Рисунки В.М. Васнецова были помещены в 1-ом томе издания к «Сказке о царе Салтане» — «Три девицы под окном пряли поздно вечерком»; в 3-ем томе к драме «Борис Годунов» — «Пимен» и к поэме «Русалка» — «Подводный терем». Кроме этого В.М. Васнецов создал ряд иллюстраций к «Песни о вещем Олеге» — «Встреча Олега с волхвом», «Тризна по Олегу», «Олег и кудесник» и «Вещий Олег».

Оригиналы В.М. Васнецова к стихотворению «Песнь о вещем Олеге» долгое время считались утерянными, и лишь в середине XX в. их приобрел у частного лица Государственный литературный музей г. Москвы, в котором они находятся по сей день. Размеры листов иллюстраций 65х46 см.

В 1948 г. в Калужский музей поступило графическое произведение, выполненное акварелью и гуашью, размером 40,5х43 см. В левом нижнем углу была обнаружена подпись: «В.Васнецовъ». Оказалась, что данное графическое произведение являет собой еще один вариант иллюстрации сюжета «Встреча Олега с волхвом», но выполненный в особенной, более эпической манере, чем оригинал.

Создав две композиции на один и тот же сюжет, В.М. Васнецов отдал предпочтение более «картинному» эскизу, который и проиллюстрировал юбилейное издание. В конечном варианте образ кудесника, грозно взирающего на Олега, выступает композиционной доминантой, задавая эмоциональный тон всему произведению. Драматизм момента усиливает темнота чащи леса за спиной кудесника. В Калужском варианте трагизм пророчества передается художником посредством выведения на передний план фигуры коня, принявшего «слушающую» позу и сосредоточенно внимающего словам кудесника.

Наверх