Вернуться назад Вернуться назад

В.К. Демидов. «Предсмертный подвиг князя М.К. Волконского в Пафнутьевском монастыре в Боровске в 1610 году»

Демидов Василий Козьмич. Предсмертный подвиг князя М.К. Волконского в Пафнутьевском монастыре в Боровске в 1610 году. 1842. Холст, масло. 120 х 148 см.

Изначально работа находилась в картинной галерее имения князей Волконских «Суханово» Московской губернии. В 1927 году картина из Государственной закупочной комиссии поступает в фонды Калужского областного художественного музея. Эскиз к картине хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Достаточно мало известно об авторе работы. Существуют сведения о том, что он некоторое время служил в придворном конюшенном ведомстве в чине унтер-офицера. В 1833 году В. К. Демидов стал вольноприходящим учеником Академии художеств, обучался «…по классу исторической живописи» у знаменитого Карла Брюллова.

Существует предположение, что картина «Предсмертный подвиг князя М. К. Волконского в Пафнутьевском монастыре в Боровске в 1610 году» создавалась под руководством К. П. Брюллова. В. К. Демидов работал над ней серьезно, «…тщательно изучил место действия, старался восстановить подробности интересовавшего его события». О событиях, интерпретируемых в картине, рассказывает «Летопись калужская от отдаленных времен до 1841 года», составленная В. Я. Ханыкиным по сообщению архимандрита Леонида: в 1610 году «Лжедмитрий пришел к Пафнутьеву монастырю, где находился Воевода князь Михайло Волконский, Яков Змиев и Афанасий Челищев. Литовцы или поляки к монастырю приступали безуспешно, доколе Воеводы Змиев и Челищев, изменяя отечеству, монастырь врагам предали. Один князь Волконский с верными ему людьми защищался до тех пор, доколе был пронзен в самой церкви у левого крилоса над гробом Святого Пафнутия и пал бездыханным. В монастыре побито всякого звания людей до 12000 человек».

Созданная В.К. Демидовым картина – профессиональный образец русской исторической живописи эпохи Николая I. Художественные характеристики полотна органично соединяют черты позднего классицизма и романтизма брюлловского толка. Трагическое событие не просто обозначается, как это присуще классицистической живописи, но и получает романтическую трактовку. Таким образом воссоздается конкретное и возвышенное зрелище, заключающее в себе знаменитую формулу российской государственности: «православие, самодержавие, народность».

Наверх