Вернуться назад Вернуться назад

В.И. Суриков. «Солдат». Этюд к картине «Переход Суворова через Альпы в 1799 году»

Суриков Василий Иванович (1848 – 1916). «Солдат». Этюд к картине «Переход Суворова через Альпы в 1799 году». 1896. Холст, масло. 42 х 32 см.

Картину "Суворов" художник начал писать будучи знаменитым автором больших исторических полотен "Утро стрелецкой казни", "Меньшиков в Березове", "Боярыня Морозова", "Покорение Сибири Ермаком", в каждом из которых представил свое глубокое опоэтизированное истолкование не столько героических, сколько трагических событий. В сущности одно и другое в действительности тесно переплетены, и каждое явление имеет свою теневую сторону. И поэтому суждения современников событий, запечатленные в картинах, и времени создания последних отличается неоднозначностью. Не всегда и сегодня в освещении столь сложных явлений можно претендовать на объективность. Однако оценка подвигов русского солдата, его героизма вряд ли нуждается в пересмотре.

Посвященную Суворову картину Суриков начал писать в 1895 году, в 1898 году ездил в Швейцарию на этюды, стремясь окончить произведение к юбилею легендарного перехода через Альпы, отмечавшегося в 1899 году. Автор выступил певцом геройских подвигов русского воинства, высочайшего взлета удальства. Художник обладал редким даром провидеть исторические характеры в лицах своих современников, и по его собственному признанию, к осуществлению этой темы его толкнуло то, что в Красноярске он встретил человека, в котором угадал черты Суворова. Он вспоминал: "Суворов у меня с одного казачьего офицера прописан. Он и теперь ещё жив, ему под девяносто лет. Но главное у меня в картине – движение. Храбрость беззаветная - покорные слову полководца идут. Толстой очень против этого был". В картине нарушены все традиционные приёмы построения. Сама земля стала дыбом, и солдаты сползают почти по отвесной стене. фигура самого Суворова отнесена к краю, в левый верхний угол. Иначе было не решить трудную живописную задачу, проведя знак равенства между солдатами и словом полководца. У солдат нет разнообразия индивидуальностей, оно отличаются друг от друга только возрастом, униформой, в результате чего образуется безликая масса, героически зажигающаяся от слов вождя. Суриков проходил пешком Сен-Гетардский перевал, чтобы почувствовать путь Суворовской армии.

Написанное в широкой живописной манере поколенное изображение фигуры несколько откинувшегося назад солдата в военной форме времени императора Павла Петровича, с винтовкой в правой руке, опирающегося левой на ледяную глыбу, буквально, скользящий по горному утесу, представленное в этюде, поэтому занимает подчиненное положение в общей композиционной схеме картины.

Наверх