Вернуться назад Вернуться назад

В.И. Страхов. «В мастерской. Автопортрет»

Страхов Виктор Иванович (род. 1940). В мастерской. Автопортрет. 1973. Бумага, линогравюра. 30 х 41 см.

Автор произведения – художник-график, на протяжении многих лет успешно работающий в различных техниках: гравюры на пластике, линогравюры, цветной линогравюры, монотипии, сухой иглы, рисунка и акварели. Им созданы сотни графических листов, различных по сюжетам и жанрам, отмеченные чертами неповторимости, выполненные в яркой индивидуальной манере, характеризующей все его творчество. Это думающий художник, умеющий мыслить поэтическими образами. Благодаря этому из его рук выходят композиции, отличающиеся не только высоким профессиональным мастерством, но и творческой зрелостью.

В.И. Страхов в школьные годы посещал различные кружки рисования, детскую и взрослую изостудии. В 1969 году он окончил политехникум Ленинградского восстановительного центра ВОГ (художественно-оформительское отделение широкого профиля), защитил дипломную работу с отличием и стал художником-графиком. В следующем 1970 году принят на работу в Калужские художественно-производственные мастерские Художественного фонда РСФСР, и с того времени прочно связал свою жизнь с Калугой. Здесь он вырос как мастер графического искусства, в 1975 году стал членом Союза художников СССР, в 2004 году удостоили его почетного звания «Заслуженный художник России». Все это внешняя канва жизни, реально наполненной непрерывным творческим трудом, приносившим желанный успех. Неоднократно становился лауреатом различных премий.

Об этапах творческого пути художника лучше всего могут рассказать его произведения, хранящиеся в Калужском музее изобразительных искусств и других музейных учреждениях Калуги, а также в различных частных собраниях России, Украины, Болгарии, Бельгии, Германии, Голландии, Италии, Польши, США, Франции, Швеции, Швейцарии. Особый интерес представляют ранние, «стартовые» работы. Одной из них является линогравюра «В мастерской. Автопортрет», датированная 1974 годом. Художник изобразил себя лежащим на полу в окружении атрибутов своей профессии, опирающимся на локоть правой руки, доверчиво предлагая жестом левой зрителю ощутить творческую атмосферу. В сущности немногословный содержательный рассказ, притом надолго запоминающийся. В нем нет ничего лишнего, выразительные средства предельно скупые, тщательно отобранные. Этому принципу В.И. Страхов сохраняет верность и позже.

Конечно, нет никаких штампов, но везде незримо присутствует творческая личность автора, умеющего извлечь из сюжета, композиции, фактуры материала все, без чего невозможно существование подлинного искусства.

Работа поступила в музей из Управления культуры Калужского Облисполкома в 1974 году.

Наверх