В.И. Соколов. «Уголок улицы Вознесенки»
Владимир Иванович Соколов (1872 - 1946). Уголок улицы Вознесенки. 1916. Цветная автолитография. 38,5 х 31 см.
Владимир Соколов — русский художник, живописец, график, мастер ДПИ первой половины ХХ века. Один из самых убежденных и верных последователей реалистической традиции интимного пейзажа левитановского направления.
В. Соколов родился в Ярославской губернии. В 1894 г. окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где на него оказал влияние В. Переплетчиков. Мастер экспонировался на выставках ТПХВ и Московского Товарищества художников. В. Соколова, одного из немногих С. Дягилев пригласил к участию в первой выставке «Мира искусства». В 1904 г. высокую оценку его творчеству дал М. Горький. В 1902 г. С. Морозов предложил художнику место преподавателя в Земской учебной мастерской в г. Сергиевом Посаде, с 1905 г. он стал ее руководителем. В это время В. Соколов разработал авторский способ росписи шкатулок и других изделий из дерева, которые получали награды на многочисленных выставках. С 1916 г. благодаря знакомству с И. Павловым занялся гравюрой. Были выпущены альбомы его литографий: «Троице-Сергиева Лавра» (1917), «Сергиев Посад» (1916-1917), «Уголки Сергиева Посада» (1922), «Старая Москва» (1922). Позже работал в техниках линогравюры и ксилографии. С 1925 по 1928 гг. был помощником хранителя в Сергиевском историко-художественном музее.
В. Соколов – мастер-живописец, соединивший в себе большое графическое дарование. Исключительную роль в сложении его художественного пути сыграл И. Левитан. Дружба с ним помогла найти мастеру свою личную, внешне скромную, но внутренне глубоко содержательную форму художественного выражения. Для его творчества характерно очень искреннее и неподдельное восприятие природы, выплескивающееся в небольшие по размеру пейзажи, наполненные поэзией и ощущением гармонии. В. Соколов является также превосходным мастером архитектурного пейзажа, развивающий не парадную линию глянцевых фасадов, а представляющий часто внешне неприметные, но очень душевные, интимные уголки любимых городов художника. Характерен для него и высокий уровень технического мастерства, который отмечали еще современники: безукоризненный рисунок, продуманная композиция, мягкость и гармоничность тона.
В коллекции КМИИ хранится цветная автолитография «Уголок улицы Вознесенки», которая поступила в 1947 г. от Государственной закупочной комиссии. Перед нами улица тихого городка, вверх по которой нагромождены друг на друга старые деревянные дома. Диагональ композиции венчают главы и башня монастыря. Передний план прорезает фрагментарно сохранившийся забор, углубляющий и оформляющий внутреннее пространство работы. Теплая цветовая гамма, построенная на сочетании желто-оранжевых и охристо-коричневых оттенков, уравновешена пасмурным сероватым небом и пластами последнего снега. В этой работе мастер средствами художественной выразительности как бы признается в своей любви к родному г. Загорску (Сергиеву-Посаду), где прожил более половины жизни и который своим взволнованным взглядом и личными переживаниями опоэтизировал.
В. Соколов – художник недостаточно известный широкой публике, что абсолютно необусловлено уровнем его таланта и масштабом проникновения в тему. Его тонкие и глубоколичные работы являются прекрасными образцами русского искусства, которые силой внутреннего притяжения с одного только взгляда заставляют прикипеть к местам такой бескрайней и самобытной России.