Вернуться назад Вернуться назад

В.Е. Маковский. «Украинка»

Маковский Владимир Егорович (1846 – 1920). Украинка. 1880-е годы. Холст, масло. 27 х 17,5 см.

Автор этого скромного по своим размерам произведения принадлежит к числу популярных русских художников второй половины XIX – начала XX века, известных преимущественно как жанристы. Но он, кроме того, был портретист, автор пейзажей и картин на евангельские сюжеты, рисовальщик, гравер и литограф. Все это свидетельствует о мастере как об очень одаренной личности, оставившем заметный след в истории национальной русской культуры.

Он представляет семейство, из которого вышло несколько живописцев, интересных своим творчеством, несколько непохожих друг на друга как излюбленной тематикой, так и индивидуальной манерой, иногда очень яркой. Отец являлся бухгалтером Экспедиции Кремлевских строений, коллекционировал художественные произведения и сам занимался живописью. Один из братьев, Константин, является автором многочисленных эффектных картин, нередко салонного характера. Николай был по образованию архитектором, но при этом оказался талантливым жанристом и портретистом, и, даже прожив сравнительно недолгую жизнь, занял заметное место в русском искусстве. Его младший брат, Владимир, отличался удивительной творческой активностью. Окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, он преподавал в нем, по окончании затем Академии художеств, в 1882 – 1894 годах. В этот период он как живописец работал на Украине, в Орловской губернии, в Тифлисе, в Крыму и на Кавказе. Много пишет небольших по формату и окрашенных проявлением юмора картин, но наряду с ними появляется и такое обличительное полотно как «Свидание» (1883).

Принадлежащее музею произведение «Украинка» отличает этюдный характер. Изображение немолодой женщины-крестьянки в национальной одежде, за хозяйственной работой, выполнено мастерски, уверенной рукой, непосредственно с натуры, возможно как представляющее эскиз задуманной картины. Нельзя не отметить искусную моделировку и чистый колорит с хорошо найденными соотношениями голубого и зеленого с глухими тонами и белизной одежды. При всей «недосказанности» сюжета все же присутствует художественная завершенность, вполне удовлетворяющая даже взыскательного зрителя. Это своеобразный тип камерной картины, рассчитанной на скромное жилое помещение, на украшение интерьера, в соответствии с эстетическими нормами последней четверти XIX века. Картина поступила в музей в 1945 году из Государственной закупочной комиссии.

При этом следует помнить, что подобные произведения – лишь одна определенная грань творчества В.Е. Маковского, имеющая, надо отметить, также этнографическую ценность.

Наверх