Вернуться назад Вернуться назад

В.Е. Маковский. «Портрет Герасимова»

Маковский Владимир Егорович (1846 – 1920). Портрет Герасимова. 1865. Холст, масло. 67 х 54 см. (овал)

Автор портрета был богато одаренной личностью. В историю русского искусства он вошел как живописец, рисовальщик, акварелист, гравер, литограф. Он успешно себя проявил в качестве жанриста, портретиста, автора пейзажей и картин на евангельские сюжеты. Родился в семье московского художника-любителя, одного из основателей натурного класса в 1833 году в Москве, преобразованного в 1843 году в Училище живописи и ваяния. Художниками стали два брата и сестра автора, представленного произведения. Сам он окончил это училище, и затем, по окончании Академии художеств, преподавал в нем в 1882 - 1894 годах. С 1894 года жил в Петербурге и руководил мастерской жанровой живописи Высшего художественного училища при Академии художеств, а некоторое время был и его ректором. Его творческая активность удивительная. Владимир Маковский участвовал в росписи храма Христа спасителя в Москве, создал эскизы росписей для храма на станции Борки под Харьковом на месте крушения царского поезда. Много ездил. В 1880 – 1890-е годы работал на Украине, в Орловской губернии, в Тифлисе, в Крыму, на Кавказе, в Финляндии.

Владимир Маковский преимущественно известен как жанрист, автор картины "Любители соловьев", написанной в 1872 – 1873 годах, Его гражданская позиция в одних случаях отличалась легким юмором, в других – гневным осуждением лицемерия власть имущих. В 1883 году создает небольшую картину "Свидание", вызывающую в памяти рассказ А. П. Чехова "Ванька". В портретном жанре мастер зарекомендовал себя как тонкий психолог. В 1880 году им исполнен портрет жены - Анны Петровны Герасимовой, пианистки, ученицы Антона Рубинштейна, привлекающий, прежде всего, мягкой женственностью созданного образа.

Вероятно, ее родственником был персонаж написанного еще в студенческие годы художника овального портрета с погрудным изображением юноши, сидящего в кресле и пытливо смотрящего на зрителя, одетого в темную блузу с белым воротничком. Лицо хорошо моделировано, с рефлексирующими тенями, без лессировок. Колорит с преобладанием темных и серых тонов. Это ученическое произведение, хранящееся в Калуге, имеет важное значение, для определения начала творческого пути мастера, выполненное ещё не окрепшей рукой.

Наверх