Вернуться назад Вернуться назад

В.Д. Поленов. «Лес и поле»

Поленов Василий Дмитриевич (1844 - 1927). Лес и поле (Полесок). 1904. Картон, бумага, масло. 25 х 44 см.

Василий Поленов – выдающийся русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Многогранно одаренный, он также занимался книжной иллюстрацией, сценическим оформлением и прикладным искусством.

В. Поленов родился в дворянской семье, его отец был археологом и библиографом, мать занималась живописью. В детские годы занимался рисованием под руководством П. Чистякова. В 1867 г. В. Поленов окончил Академию Художеств, получив серебряные медали. В 1871 г. – получил золотую медаль, в 1876 г. – звание академика. В 1876 г. занял должность придворного художника при ставке цесаревича Александра и отправился на русско-турецкую войну. В 1882—1895 гг. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1890 г. купил усадьбу в Тульской губернии, где построил дом с мастерскими и поселился в нем. Именно там были созданы многие из лучших пейзажей мастера. В 1910-х гг. вел активную общественную и просветительскую деятельность. В 1926 г. живописцу было присвоено звание Народного художника РСФСР.

В. Поленов в своих произведениях открыл зрителям тайну притягательной красоты национального пейзажа, интимный мир русской усадьбы, красочное величие и духовную силу Востока. В собрании КМИИ хранится шесть работ художника, две из которых представлены в основной экспозиции.

Небольшой пейзаж «Лес и поле» поступил в КМИИ из Государственного музейного фонда в 1925 г. Работа, выполненная в эскизной манере без тонкой проработки деталей, показывает наступление летнего вечера на лесной поляне. Условно решены деревья переднего плана и убегающая вглубь картины, в молодой сосновый лесок, тропинка. Легкий, праздничный колорит, построенный на оттенках лимонно-желтого, оранжевого и травянисто-зеленого, гармонично сочетается с розовыми всполохами на небе. Работа наполнена радостной поэтизацией русской природы, всем своим строем, как бы, отражая душевное состояние художника в момент ее создания. Датировка пейзажа определяется тем, что картина с идентичным названием была выставлена В. Поленовым на 32-й выставке ТПХВ в 1904 г. На самом полотне возле подписи художника стоит цифра «4», что с большой долей вероятности, позволяет ее относить именно к 1904 г.

Наверх