Вернуться назад Вернуться назад

Ваза. Франция, г. Севр, Королевская фарфоровая мануфактура

Ваза. Франция, г. Севр, Королевская фарфоровая мануфактура. 1890 г. Фарфор, бронза, подглазурное крытье, надглазурная роспись, золочение, литье. 60 х 26 х 21 см.

В 1738 г. в замке Венсен было основано одно из первых во Франции заведений по производству фарфора. В 1745 г. Франсуа Граван изобрел особую массу – мягкий фриттованный фарфор, которую затем использовали для производства фарфора в течение почти всего XVIII в. На протяжении всего существования завода его производство финансировалось французскими королями. В 1753 г. фабрика получила официальное название королевской. По инициативе маркизы де Помпадур, знаменитой фаворитки короля Людовика XV, в 1756 г. фабрику перевели в Севр.

Большой успех и славу мануфактуре принесли, в первую очередь, замечательные художники и мастера, которые работали в Венсенне, а потом в Севре. Произведения севрских мастеров всегда отличались совершенством пропорций, изяществом форм и линий, мастерством исполнения росписи. Предметы севрского фарфора служили украшением дворцовых интерьеров.

Севрские гончары, начав с 1768 г. выпускать твердый фарфор, разработали новые фоновые цвета. Красота фарфоровых произведений подчеркивалась обрамлениями из драгоценных металлов и золоченой бронзы. С развитием историзма в декоративно-прикладном искусстве 2 половины XIX в. художники использовали все разнообразие стилевых направлений. В конце XIX в. в моду вновь вошли пасторали в стиле Ватто и галантные сцены в стиле Буше.

В собрании Калужского музея изобразительных искусств находятся парные амфоровидные вазы с крышками, украшенные резервами с галантными сценами на лицевой стороне и пейзажами на оборотной. Резервы обрамлены пышным золоченым рокайльным орнаментом, в который включены музыкальные инструменты. Крышки, шейки и ножки ваз украшены таким же орнаментом. Монументальность вазам придает обрамление из золоченой бронзы: венчики в виде пальметт, ручки с гермами и основания с акантовым орнаментом. Живопись галантных сцен выполнена художником Пуатевеном (H.Poitevin), работавшим в Париже в конце XIX в. В это время часто для повышения ценности предмета использовались марки, имитирующие марки XVIII в.: подглазурная кобальтовая двойная буква "L" и буквенное обозначение года производства. На вазах из КМИИ стоят марки 1756 г.

Вазы поступили из Калужского областного краеведческого музея в 1939 г.

Наверх