Вернуться назад Вернуться назад

В.А. Серов. «Портрет В. Матэ»

Серов Валентин Александрович (1865 - 1911). Портрет В. Матэ. Бумага, офорт. 37 х 27 см.

«Есть художники по преимуществу живописцы и есть художники-рисовальщики.
В. Серов был тем и другим — большим живописцем и исключительным рисовальщиком»
Игорь Грабарь

Валентин Серов (1865 - 1911) – русский живописец и график, выдающийся портретист, создавший целую галерею портретов своих современников.

В. Серов был «неудержимым и страстным рисовальщиком», выполнившим за свою жизнь несколько сотен разнообразных портретов. Среди них портреты И. Репина и С. Мамонтова, Николая II и кн. О. Орловой, Л. Андреева и Н. Римского-Корсакова и др.

Работая над созданием портретов, художник постоянно усложнял свои творческие задачи, находя все более лаконичные и, в то же время, выразительные способы передачи характера и внутреннего мира своих моделей. Сам В. Серов любил говорить: «Надо так писать, чтобы и без лица портрет был похож, одной фигурой».

Великолепно владея всеми техниками живописи и рисования, художник первым в русском искусстве XIX в. утвердил карандашный портрет в качестве полноценного произведения искусства: достаточно вспомнить портреты Ф. Шаляпина и И. Левитана.

В собрании Калужского музея изобразительных искусств В. Серов представлен печатной графикой и набросками в карандаше.

Особый интерес среди калужских работ В. Серова представляет небольшой портрет Василия Васильевича Матэ, известного гравера XIX в., профессора граверной мастерской Академии художеств, друга художника.

В. Матэ (1856-1917) был выдающимся мастером репродукционной гравюры, выделявшимся силой дарования и новаторством технических приемов. Он сыграл огромную роль в становлении русской гравюры как самостоятельного вида искусства.

Не менее важной является и преподавательская деятельность В. Матэ, который воспитал целую плеяду выдающихся художников-граверов. У него учились А. Остроумова-Лебедева, В. Фалилеев, П. Шиллинговский и др. Разным гравировальным техникам он обучал И. Репина, И. Левитана и Б. Кустодиева.

В. Серов также в 1898-1899 гг. под руководством В. Матэ изучал технику офорта и литографии. В дальнейшем посещая г. Санкт-Петербург он часто останавливался на казенной квартире мастера. По многочисленным воспоминаниям современников их связывала нежная дружба и привязанность.

Представленное произведение, имея небольшие размеры, отличается цельностью и глубиной. Несмотря на явно непроработанные кисти рук модели оно не оставляет у зрителя ощущения незаконченности работы. Несколько хаотичная, напряженная линия штриха рисует перед нами образ человека интересного и незаурядного, смотрящего прямо в упор умным и внимательным взглядом из-под полов своей черной шляпы.

Гравирование данного портрета исследователи относят к 1899 г., после чего он быстро стал популярным. Его широкая известность не в последнюю очередь была связана с тем, что офорт был напечатан тиражом приблизительно в тысячу экземпляров и приложен к № 2 журнала «Мир искусства» за 1902 г., а затем многократно воспроизводился в различных изданиях. Также были сделаны оттиски в 1936 и 1947 гг. с хранящейся в Третьяковской Галерее печатной формы. Скорее всего, один из таких отпечатков и поступил в собрание калужского музея в 1947 г.

Несмотря на то, время все дальше отделяет нас от блистательного мастера, дистанция эта не увеличивается, а словно сокращается. Его искусство не стареет, наоборот, мы все острее ощущаем его современность. Произведения В. Серова всегда останутся вершинами реалистической живописи и графики, а он сам и его жизнь — примером искренности и художнической честности, требовательности к себе и другим, примером служения искусству и своему народу.

Наверх