Вернуться назад Вернуться назад

В.Е. Маковский. «Этюд женской головы (Итальянка)»

Маковский Владимир Егорович (1846 - 1918). Этюд женской головы (Итальянка). 1889. Холст, масло. 46 х 35 см.

«Один из лучших и капитальнейших русских художников»
В. Стасов

Владимир Егорович Маковский (1846-1920) — живописец, педагог, академик, член ТПХВ с самого его основания, один из немногих последовательных мастеров бытового жанра в русской живописи XIX в.

В. Маковский родился в г. Москве в семье известного собирателя гравюр, художника, члена-учредителя Московского Художественного Общества Е. Маковского. В 1866 г. окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где был удостоен большой серебряной медали и звания классного художника. В 1873 г. за картину «Любители соловьев» был признан академиком. С 1882 г. зачислен в свою «альма-матер» старшем преподавателем. В 1892 г. получил звание профессора АХ. С 1893 г. ее действительный член, а через год в г. Санкт – Петербурге вступил в должность руководителя жанровой мастерской. В течение своей двадцатилетней преподавательской деятельности В. Маковский способствовал развитию многих молодых талантов: А. Архипова, С. Малютина, А. Корина, В. Бакшеева и др.

Творческая активность В. Маковского огромна – он создал свыше четырехсот картин, множество рисунков и офортов. Необходимо упомянуть и о монументальной живописи мастера: он участвовал в росписи храма Христа Спасителя, создавал эскизы росписей для храма на ст. Борки под Харьковом на месте крушения царского поезда.

«Жизнь в искусстве», прожитая художником, прежде всего, связана с русской жанровой живописью. В. Маковский вступил на это поприще уже после таких крупных имен как В. Перов и П. Федотов, но при этом смог благодаря своей тонкой наблюдательности, композиционной находчивости, трудолюбию и, конечно же, таланту занять здесь свое место. Основная тематика его творчества связана с изображением бытовых сцен из городской и сельской жизни, представляющих жизнь простых людей. Лучшие работы В. Маковского полны правдивости и остроумия, лаконичны по содержанию и выразительны в передаче чувств, нравов и характеров. При этом мастер всегда очень емко показывает не только задуманный им сюжет, но и создает атмосферу эпохи, передает социальный срез.

Экспонируемый на выставке «Этюд женской головы (Итальянка)» знакомит зрителя с особенностями портретного жанра мастера. Перед нами раскованный по технике и блестящий по мастерству портрет молодой красивой женщины, выполненный в изысканной жемчужно-серой цветовой гамме. Формат погрудного изображения с повернутой в три четверти головой модели не позволяет зрителю в полной мере рассмотреть лицо женщины, но этого и не требуется. Весь интерес, все внимание автора сосредоточенно на уходящем в строну взгляде девушки. Также художник мастерски передает красоту ее черных волос и сложный головной убор. Этюдность портрету предает некоторая незаконченность деталей одежды и окружения дамы. При этом красивость портретной характеристики сгармонизирована легкой грустью взгляда модели, что позволяет художнику уберечься от налета «салонности» и создать образ большой психологической глубины.

Работа написана в период преподавания художника в МУЖВЗ, во время когда он создает целую портретную галерею деятелей русской культуры того времени (И.М. Прянишникова, А.И. Стрелковского, Д.А. Ровинского и др.).

В ходе исследовательской работы сотрудниками музея было выявлено ошибочное отнесение данного произведения к коллекции Н.И. Васильева. На сегодняшний день источник поступления не известен, а временем поступления считается: 1910-1920-е гг. Во время своего бытования в музее в 1945 г. работа была отреставрирована и вошла в основную экспозицию.

Безусловно данный портрет можно назвать одним из шедевров КМИИ, в котором, благодаря мастерству В. Маковского, удалось соединить высокий художественный уровень исполнения и тонкое проникновение во внутренний мир модели.

Наверх