Вернуться назад Вернуться назад

С.Ю. Жуковский. «Интерьер комнаты»

Жуковский Станислав Юлианович (1873 - 1944). Интерьер комнаты. 1916-1917. Холст, масло. 65,6 х 79 см.

Станислав Жуковский – известный русский художник лирического и усадебного пейзажа и интерьера, оставивший после себя большое творческое наследие. С. Жуковский родился в Белоруссии в семье помещика польского происхождения. Против воли отца стал профессионально заниматься живописью, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1901), где его учителями были И. Левитан, С. Коровин, Н. Касаткин и др.

В живописи С. Жуковский является продолжателем традиций русского лирического пейзажа И. Левитана, придавая при этом своим работам собственное авторское исполнение и неповторимую оригинальность. Изображая природу, художник стремился передать радость и красоту ее бытия, закладывая в свои пейзажи определённый эмоциональный посыл, так что зритель, смотря на них, легко может угадать настроение самого автора.

Тема усадебной культуры, все дальше уходящей в прошлое, имела для С. Жуковского особую, притягательную силу. В картинах художника это нашло отражение в усадебных и парковых пейзажах, а также в любовно написанных интерьерах старинных домов. Недаром современники мастера называли его певцом русской усадьбы, а он сам говорил о себе: «я большой любитель старины, в особенности пушкинского времени...». Первые попытки интерьерной живописи появляются у С. Жуковского еще в период его ученичества, но с особой силой эта тема начинает звучать с н. ХХ в., не оставляя художника до последних дней.

В собрании КМИИ хранится одна подписная работа, являющаяся образцом усадебного интерьера С. Жуковского – это «Интерьер комнаты». На картине изображена угловая часть комнаты, смысловым центром которой является заключенный между двумя окнами туалетный столик с зеркалом и резное кресло возле него. Справа расположен небольшой столик с изогнутыми ножками, заставленный домашними растениями, и еще одно кресло. Создавая данную интерьерную зарисовку, художник постарался не только передать красоту и изящество старинной мебели на ней, но уют жилого помещения. Так С. Жуковский вводит в работу разнообразные детали: пеструю подушку на кресле, выстроенные в ряд пузырьки и флаконы на столике, затейливый ковер на полу.

Интересен выбор ракурса, с которого смотрит художник: он уходит от симметричного построения композиции, смещая угол зрения вправо, так что одно окно получилось полностью показанным, а от второго был виден только край. В данной работе художник умело решает определенную художественную задачу – передачу взаимодействия естественного и искусственного освещения. Свет внутри помещения, в том числе и от лампады перед иконой, противопоставлен луне за окном. Такое взаимодействие двух источников света оживляет интерьер, придавая ему большую интимность, и усиливает ощущение воздушной среды. Интересно колористическое решение картины, построенное на цветовом контрасте. Теплые каштаново-красноватые и золотистые оттенки внутреннего убранства противостоят холодным сине-зеленым цветам зимнего пейзажа на улице, усиленным изумрудными пятнами обивки кресел.

С. Жуковский любил писать одни и те же усадьбы с разных точек зрения, по нескольку раз возвращаясь к ним. Сегодня среди работ мастера существует, по меньшей мере, четыре картины (датируемые 1920 г.), изображающие с небольшими вариациями этот же интерьерный уголок, в разное время суток и года.

«Интерьер комнаты» поступил в фонды КМИИ в 1990 г. по завещанию Г. В. Штокман. Так же как и другие калужские работы, данное полотно экспонировалась на выставке, посвященной С. Жуковскому в 1973 г в г. Ленинграде.

Наверх