Вернуться назад Вернуться назад

С.Ю. Жуковский. «Дюны»

Жуковский Станислав Юлианович (1873 - 1944). Дюны. 1904 г. Холст, масло. 40 х 60 см.

Станислав Жуковский (1873-1944) – известный русский художник лирического и усадебного пейзажа и интерьера, оставивший после себя большое творческое наследие.

С. Жуковский родился в Белоруссии в семье помещика польского происхождения. Против воли отца стал профессионально заниматься живописью, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1901), где его учителями были И. Левитан, С. Коровин, Н. Касаткин и др.

В живописи С. Жуковский является продолжателем традиций русского лирического пейзажа И. Левитана, придавая при этом своим работам собственное авторское исполнение и неповторимую оригинальность. Изображая природу, художник стремился передать радость и красоту ее бытия, закладывая в свои пейзажи определённый эмоциональный посыл, так что зритель, смотря на них, легко может угадать настроение самого автора.

С. Жуковский создавая проникновенные образы природы, всегда оставался верен правде действительности. Он умело сочетает показ ее состояний, моментов и процессов, в ней происходящих с поэзией своей внутренней жизни. Работы мастера – это одновременно и выражение «души природы» и вместилище «души художника», наполненное волнующими его чувствами и переживаниями.

Одним из основополагающих принципов искусства С. Жуковского на протяжении всего его творческого пути является единство содержания и художественной формы, с усилением общей выразительности произведения через декоративность полотна.

Принадлежащая Калужскому музею изобразительных искусств работа С. Жуковского «Дюны» была создана в 1904 г., время подлинного расцвета таланта мастера. После окончания училища его имя становится широко известным, а художник получает настоящее общественное признание. В этот период С. Жуковский активно экспонируется, его картины удостаиваются положительных откликов критиков, он входит в ведущие художественные объединения того времени: с 1903 г. – член ТПХВ, с 1907 г. – член Союза русских художников.

Продуманная композиция «Дюн», позволяющая охватить пейзаж единым взглядом, достаточно характерна для С. Жуковского. Передний план представляет собой изображение песчаного холма, активно заросшего деревьями, пространство второго плана – это безграничная водная гладь и светлое небо над ней. Такое соединение активных вертикалей сосен со спокойными горизонталями земных и водных пространств обеспечивает на работе равновесие масс, делая ее цельной.

Активная игра света, пронизывающего всю ткань картины и теней, отбрасываемых от стволов деревьев, позволяет мастеру передать в пейзаже свои самые свежие и непосредственные впечатления от многообразия и полноты жизни природы в разных ее проявлениях.

Новаторскими для художника являются и используемые здесь колористические принципы. В этот период у С. Жуковского появляется тенденция к использованию более звучных тонов и более ярких и контрастных красочных гамм: так называемая «мажорная» цветовая палитра. Также в произведениях мастера активную роль начинает играть и фактура произведения – главным средством художественной выразительности становится мазок. Крупный, рельефный, практически осязаемый, в широкой живописной манере вторящий изгибам форм, он усиливает материальность изображаемого, как бы подчеркивая динамичность и стремительность бытия.

Все эти приемы невооружённым взглядом можно увидеть и в «Дюнах», которые являясь комплементарными творчеству С. Жуковского, создают у зрителя представление об особенностях его художественных исканий.

Калужский пейзаж по своей выразительности восприятия и цельности оформления является оптимистичным гимном поэтике натуры и также, прорывая одномоментность изображения, расширяет границы видения и открывает глубину творческого духа самого художника.

Наверх