Вернуться назад Вернуться назад

Ш.Н. Кошен Старший. «Роща Вакха»

Кошен, Шарль Никола Старший (1688 – 1754). «Роща Вакха». 1734. С картины Антуана Ватто. Лист из альбома «Сборник Жюльена». Бумага верже, гравюра резцом и офортом. 34,4 х 41,8 см; 30,5 х 40 см.

В основной экспозиции музея  представлена одна из лучших французских гравюр эпохи рококо – "Роща Вакха". Искусство рококо, одно из главных художественных явлений в Западной Европе восемнадцатого века, принято называть "галантным стилем", а время его расцвета – "галантным веком". В изобразительном искусстве галантный идеал обрел наивысшее воплощение в живописных работах Антуана Ватто. Гравюра принадлежит резцу мастера высочайшего класса, в совершенстве владевшего техникой резцовой гравюры и офорта – Шарля Никола Кошена Старшего (1688 – 1754), сына известного французского живописца. Ш.Н. Кошен в юности сам занимался  живописью, что нашло отражение в его граверных работах. С 1731 года – член Парижской академии художеств. 

В 1734 году вышел так называемый "Сборник Жюльена" – свод гравюр произведений Антуана Ватто, изданный его близким другом и коллекционером Жаном де Жюльеном. Это издание отличается новым подходом к технике гравирования, где ведущая роль отводилась офорту. Сочетание разных способов травления с резцом позволило граверам мастерски передать структуру оригиналов. В первых двух томах "Сборника Жюльена" были воспроизведены рисунки Ватто. В предисловии к первому тому Жюльен писал: "Лицо, предлагающее вниманию публики настоящий сборник, постаралось прибавить к  рисункам, полученным им от сьера Ватто, его друга, также и все те, кои удалось разыскать в собраниях любителей; вместе с тем лицо это позаботилось о том, чтобы искусные мастера, привлеченные к этой работе, сохранили бы весь пыл и блеск автора и воспроизвели рисунки со всей возможной точностью и тщанием". Третий том, вышедший в 1730-х гг., был полностью посвящен живописи художника.

Картина "Роща Вакха", написанная Ватто между 1715 и 1718 годами, была воспроизведена в гравюре зеркально. Один из наиболее значительных элементов композиции – фонтан со скульптурными изображениями Вакха, лежащего леопарда и юноши с дельфином. Ряд фрагментов и этюдов к этой работе могут быть связаны также с композицией "Осень" из цикла "Времена года" (например, "Сидящий Вакх с чашей").

Грациозные выразительные фигуры на картине образуют ритмически связанные группы. Композиция включает около двадцати фигур, однако лишь семь из них, изображённых на первом плане, можно рассматривать в качестве основных. Наброски к ним хранятся в музеях и частных коллекциях США и Европы. Группа фигур в центре композиции аналогична группе из картины "Ассамблея у фонтана Нептуна", находящейся в Музее Прадо в Мадриде.

Гравюра поступила в музей в 1919 году из имения Барятино Тарусского уезда Калужской губернии в составе частного художественного собрания князей Горчаковых.

Наверх