Вернуться назад Вернуться назад

С.Ф. Ушаков. «Икона Свт. Филиппа Митрополита»

Симон Федорович Ушаков (1626 – 1686). Икона Свт. Филиппа Митрополита. 1653. Дерево, темпера. 161 х 110 см. Из церкви Преображения «под горой» в Калуге.

В творческом наследии прославленного древнерусского художника, царского изографа Симона Ушакова, работавшего во второй половине XVII века, особенно привлекают исследователей ранние работы, проливающие свет на истоки оригинального стиля. Иконописная традиция, основанная на творческом восприятии византийского сакрального искусства, последовательно эволюционировала под воздействием новых художественных явлений. Учитывался опыт как греческих, так и европейских мастеров, причем не всегда современных, а тех, произведения которых оказывались наиболее близкими собственным эстетическим представлениям. Зная об этом, можно понять и очевидную ориентацию Симона Ушакова на стиль имевших совершенно иную иконографию работ немецких и нидерландских художников рубежа XV – XVI веков. Результаты этого проявятся позже, а пока у московского мастера проявляются лишь проблески нового видения, не порывающего с традицией.

Крупная по размерам икона с фронтальным изображением в рост московского митрополита Филипа Колычева написана вскоре после перенесения его мощей летом 1652 года из Соловецкого монастыря в Успенский собор Московского Кремля, закончена к Пасхе 1653 года, о чем свидетельствует авторская памятная надпись по краю средника. Святитель представлен в архиерейском облачении, в митре, с руками, разведенными в стороны: правой он благословляет, а в левой держит Евангелие в драгоценном окладе. Лик митрополита Филиппа с тонкими правильными чертами, большими глазами и высоко поднятыми бровями, обрамленный короткими волосами и небольшой бородой. Через тонкослойное личное письмо просвечивает несколько архаический подготовительный рисунок, выполненный в характерной индивидуальной манере. Выполнение иконы явно было ответственным царским заказом, и предназначалось скорее всего для Успенского собора Московского Кремля. В Калуге же оказалась в начале XVIII века, скорее всего благодаря младшей сестре Петра I, царевне Наталии Алексеевне, пожертвовавшей крупную сумму на строительство Спасо-Преображенской церкви.

Представленное на иконе изображение позже находит повторения на иконах и в стенописях, как и образцовое. Фон иконы и поля покрыты басмой. Басменным первоначально был и венец, и лишь позже (но в пределах третьей четверти XVII века) он заменен серебряным чеканным, с воспроизведением митры старого образца и с тонким растительным узором.

Митрополита Филиппа почитали как святителя-страстотерпца, невинную жертву тиранского произвола Ивана Грозного, и его иконы получили широкое распространение. Чтили его также вместе с московскими святителями.

Наверх