Вернуться назад Вернуться назад

П.П. Козьмин. Полиптих из 13 гласограмм

Козьмин Петр Петрович (1924 – 1998). Полиптих из 13 гласограмм. 1997. Стекло, темпера, бронза. 55 x 43 см.

Петр Петрович Козьмин – замечательный русский живописец и график, первый президент академии аналитического искусства, патриарх отечественного поставангарда. Философ, экспериментатор, человек острого ума и оригинального таланта, он родился 24 октября 1924 года в городе Спас-Деменске, в простой семье. В школе страстно увлекался техникой, математикой, моделированием, искусством. Когда началась Отечественная война, Петр Козьмин был еще старшеклассником. Прошел всю войну, воевал на Смоленщине, в Белоруссии и Литве, имел боевые награды.

В 1954 году Козьмин поступил в Елецкое художественное училище. Благодаря своим учителям, узнал о новейшей европейской живописи, открыл для себя Сезанна и Матисса, Модильяни и Малевича. Доучивался в Ярославском художественном училище. В 1975 году Петр Петрович приехал в Калугу. Здесь жили и работали выпускники Елецкого художественного училища: Анатолий и Зинаида Тимофеевы, Юрий Епишин, Иван Калинин. В 1982 году Козьмин становится одним из инициаторов создания нового художественного объединения - Бригады художников и искусствоведов (с 1991 года - АКАНИС). Он был организатором и активным участником уникальных арт-проектов и выставок - «Индустрия – искусство», «Космос», проходивших в Калуге и Обнинске. Петр Петрович Козьмин умер в своей калужской мастерской 10 июля 1998 года. Произведения художника находятся в государственных музеях, а также в частных российских и зарубежных коллекциях Западной Европы, США, Японии.

Главным делом Петра Козьмина всегда была станковая живопись. Художник создавал новые жанры, новые техники и технологии. Он стал изобретателем собственной живописи, в чем-то сходной как со старинной иконописью, так и с классическим авангардом. В сохранившихся записях, сделанных еще в пору учебы в Елецком училище, студент Козьмин писал: «Нужно продолжать традиции древнерусского искусства, так как оно идет от жизни и от греческого искусства». Насыщенная цветом, экспрессивная живопись Козьмина на дощечках, покрытых левкасом, - это обобщенные, «доведенные до знака» (по собственному выражению художника), цветопластические формулы, с монументальными фигурами и лаконичным пейзажем.

В 1990-е годы П.П. Козьмин увлекся созданием гласограмм или «гласов» - так он называл живописные миниатюры на стекле, составляющие суть придуманного им направления. Техника живописи по стеклу как нельзя лучше соответствовала творчеству и характеру автора. Считая себя наследником древнерусского искусства, он продолжал постигать законы иконописи. Художник писал: «Изучая древнерусскую живопись, все больше и больше удивляешься ее созвучности самым новым авангардным течениям: отстраненность от реалий окружающего пространства, обратная перспектива, плоскостность изображения, сдвиги и разрезы форм, цветовое ограничение, фактура, оптические эффекты с черным и белым, использование бронзы и серебра».

«Полиптих из 13 гласограмм» по своей структуре напоминает древнерусскую житийную икону. Его «средник» и «клейма» представляют собой своеобразные гласографические лубки, в которых развертываются поэтические сюжеты, рассказывающие о взаимосвязи земного и небесного. Строй композиций полиптиха монументален и лаконичен, лиричен и музыкален. Композиции отличает простота и новизна мотивов, изысканное цветовое звучание, особая, как писал Козьмин, «бриллиантовость тона», которая превращает живопись в некую драгоценность, предмет эстетического любования. В 2002 «Полиптих из 13 гласограмм» передан в Калужский музей изобразительных искусств Департаментом культуры и искусства Калужской области.

Наверх