Вернуться назад Вернуться назад

Питер Пауль Рубенс. «Возвращение из Египта»

Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640). «Возвращение из Египта». Эскиз. 1614. Дерево, масло. 69 х 49 см.

Выдающийся художник, писавший картины на религиозные, мифологические, аллегорические и исторические сюжеты, многофигурные сцены охот и сражений, а также пейзажи и портреты, занимает одно из самых почетных мест в истории европейского искусства XVII века. Учился он у таких антверпенских мастеров как Тобиас Верхахт, Адам ван Норт и Отто Вениус. С 1600 года жил в Италии, будучи придворным художником герцога Мантуанского. Работал преимущественно в Мантуе, Генуе, Венеции, ездил в Испанию. В 1608 году вернулся на родину и получил звание придворного художника испанских правителей Нидерландов. Занимался дипломатической деятельностью. Ездил в Париж, Мадрид и Лондон. Возглавлял большую мастерскую, являвшуюся центром художественной жизни страны. Многочисленные заказы со всех концов Европы выполнял вместе с учениками и помощниками, среди которых были и ставшие самостоятельными мастерами. Все это позволило создать огромное количество произведений, одно из лучших собраний которых находится в Государственном Эрмитаже.

В больших холстах Рубенса обычно много пафоса и бурного движения. Но среди его картин есть также имеющие спокойный повествовательный характер. Такова, в частности, «Возвращение из Египта», известная в двух вариантах. Первый из них находится в собрании графов Лейчестерских в Холкем-Холл, в Англии, а второй – в Уодсуорт-Атенеум в США. В каталоге этого музея учтены все наброски, связанные с выполнением представленных там произведений, включая и фиксирующий композицию данной картины, хранящийся в Москве, в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Но нет эскиза, который американским исследователям остался неизвестен.

Это работа, которая находилась в собрании князей Горчаковых в имении Барятино Тарусского уезда Калужской губернии, а ныне принадлежит Калужскому музею изобразительных искусств. Выполненная на евангельский сюжет, связанный с возвращением Святого семейства из Египта, эта композиция получила широкую популярность благодаря ее воспроизведению в гравюре, которая использовалась в учебных целях. Данная работа была принята за копию, выполненную по гравюре, хотя она в действительности писана жидкими красками в манере, свойственной многочисленным эскизам картин Рубенса. Со временем, по мере обнаружения грунта, живопись «подновляли», прописывая утраченные детали. Не избежало такого вмешательства и представленное произведение, в результате чего получило непривычный вид. Не исключено, что это было сделано одновременно с такой же реставрацией «Мадонны со щегленком».

Наверх