Вернуться назад Вернуться назад

П.И. Петровичев. «Первый снежок»

Петровичев Петр Иванович (1874 – 1947). Первый снежок. 1902. Картон, масло. 53,5 х 36,2 см.

Петр Иванович Петровичев – мастер пейзажа, натюрморта, интерьера, один из самых талантливых русских художников конца XIX — первой половины XX столетия. Он родился в 1874 году в деревне Высоково Ростовского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье. В 1891 году семнадцатилетний Петр Петровичев, с ранних лет проявлявший тягу к искусству, был принят в Ростовский музей церковных древностей. Здесь он получил первые профессиональные навыки в реставрации и иконописи. Из иконописной мастерской юноша вынес ощущение живого цвета, основанного на естественных земляных красителях. Эту любовь к природным материалам он сохранил на всю жизнь: сам растирал порошки и готовил краски, старался в работе избегать использования фабричных тюбиков.

Летом 1891 года произошла важная встреча начинающего художника с приехавшим тогда для работы в Ростов знаменитым русским баталистом Василием Верещагиным. Послушав совета мэтра, Петровичев уехал в Москву и в 1892 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на живописное отделение. Поначалу учеба давалась с трудом. Петр отставал по всем предметам, и его чуть было не отчислили за неуспеваемость. Но все изменилось, когда в училище открылся пейзажный класс, руководитель которого, Исаак Левитан, разглядел у Петровичева талант пейзажиста. Вскоре тот сделался любимым учеником мастера. На пленэрах Левитан хвалил молодого художника за удачно выбранный мотив для этюда и ставил в пример остальным студентам.

С 1901 года Петровичев занимался под руководством известного художника Аполлинария Васнецова, принявшего мастерскую в училище после смерти Левитана. Новый наставник привил ему любовь к памятникам древнего зодчества и умение передавать их поэзию. В 1903 году, получив Большую серебряную медаль за пейзаж «Март», Петровичев окончил МУЖВЗ и вступил на путь самостоятельной деятельности. Молодой художник начал участвовать в профессиональных выставках Московского общества любителей художеств, Товарищества передвижников, «Мира искусства». С 1911 года Петровичев связал свое творчество с объединением «Союз русских художников». Ему оказался близок культивируемый мастерами Союза русский вариант живописного импрессионизма, сочетающий непосредственность и свежесть восприятия натуры с поэтизацией образов России.

Древнерусская архитектура была не единственной страстью Петра Петровичева. Мастер композиции, замечательный колорист, он выразил себя и в чистом пейзаже. Его привлекали мотивы с активным движением, ярким проявлением чувств. Художник особенно часто писал весенние разливы рек, цветущие деревья, яркое золото осеннего леса. В пейзаже «Первый снежок» из собрания Калужского музея изобразительных искусств, изображающем солнечный день в лесу поздней осенью, нашли отражение поэтическая взволнованность и одухотворенность русской природы. В картине обозначены все художественные примы, которыми пользовался мастер в 1900-е годы: густое корпусное письмо, многослойная живопись, коричневато-зеленая палитра, особая материальность и плотность фактуры, напоминающая декоративный рельеф.

Умело используемые Петром Петровичевым характерные особенности живописного письма позволяли ему создавать произведения оригинального стиля, любимые публикой и легко узнаваемые на вернисажах.

Пейзаж Петровичева «Первый снежок» был приобретен Калужским музеем изобразительных искусств у Г.В. Штокман в 1990 году.

Наверх