Вернуться назад Вернуться назад

Пьер-Эмбер Древе. «Христос в Гефсиманском саду»

Пьер-Эмбер Древе (1697 – 1739). Христос в Гефсиманском саду. 1738 – 1739. По оригиналу Жана Ресту (зеркальное воспроизведение картины). Офорт, резец. 58,5 х 41,5 см.

"И Сам отошел от них на вержение камня, и преклонив колени, молился, говоря: Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня!
Впрочем не Моя воля, но Твоя будет. Явился же Ему Ангел с небес, и укреплял Его. И находясь в борении, прилежно молился".
Евангелие от Луки, XXII: 41-43.

Пьер-Эмбер Древе, прозванный Младшим, – французский гравер на меди, мастер портрета. Член известной французской семьи граверов. Сын и ученик Пьера Древе Старшего (1663 – 1738), превзошедший своего отца мастерством и считающийся одним из главных представителей цветущего периода гравюры во Франции. Создал ряд первоклассных интерпретаций картин крупнейших французских живописцев. Древе блестяще передавал фактуру предметов: атласа, шелка, кружев, изделий из металла. При этом реалистическая трактовка живописного образа сочеталась у него с мастерством техники гравера. Гравированные им портреты и исторические сюжеты - верх совершенства в отношении правильности рисунка, уверенности и элегантности резца, прозрачности воспроизведения человеческого тела. Королевская академия живописи и скульптуры удостоила Пьера Эмбера Древе Младшего в 27 лет звания академика, а король предоставил ему апартаменты в Лувре. Гравюра "Христос в Гефсиманском саду" по Ресту – последнее произведение выдающегося мастера.

Тема "Гефсиманского моления" или "Моления о чаше" относится к популярным сюжетам в изобразительном искусстве. Согласно Евангелию от Луки, после Тайной вечери Иисус отправился с Петром, Иоанном и Иаковом, чтобы молиться в Гефсиманском саду на склонах Елеонской горы. Христос отошёл от них на расстояние брошенного камня ("отошел от них на вержение камня") и молился один. Он просит отца "пронести чашу" Страстей мимо, но сразу же после этого принимает волю Божию. Апостолы Иаков, Иоанн и Пётр спят глубоким сном. В конце молитвы Иисуса ангел спускается утешить его.

Художественная целостность и смысловая наполненность в изображении этого евангельского события складывается из различных компонентов — непосредственно изобразительных, ассоциативных, метафорических, символических. Обычно художники при интерпретации данного сюжета точно следовали евангельскому повествованию и изображали молящегося Христа, ангела и троих спящих учеников. В молении о чаше подчеркивается трагическое одиночество Иисуса Христа. Он всегда изображается в центре композиции, а спящие ученики – на переднем плане, что усиливает значимость слов Христа, обращённых к ним: "Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна".

Гравюра поступила в музей в 1919 году из имения Барятино Тарусского уезда Калужской губернии в составе частного художественного собрания князей Горчаковых.

Наверх