Вернуться назад Вернуться назад

Пауль Шейрих. «Кьярина»

Пауль Шейрих (1883 – 1945). Кьярина. Из серии «Русский балет». Германия. Мейсен. Фарфор. Надглазурная роспись. Высота 26 см.

Среди произведений декоративно-прикладного искусства, хранящихся в музейном собрании, выделяется довольно крупная фарфоровая статуэтка. На овальном основании, напоминающем сценическую площадку, в сложном балетном движении представлена фигура танцовщицы. На балерине узкая кофта с «индианскими» цветами и пышная юбка, состоящая из многочисленных оборок. На голове чепец с лентами, на ногах – пуанты. В каждой руке со слегка отставленными пальчиками девушка держит по цветку. Фигура опирается на четырехгранную опору, возле которой брошена черная полумаска, веер и букет роз.

Статуэтка была выполнена в 1914 году на Мейсенской фарфоровой фабрике по модели известного немецкого художника Пауля Шейриха (1883 – 1945). Фигурка балерины входила в серию «Русский балет», в которой мастер запечатлел главных персонажей балета «Карнавал» на музыку Роберта Шумана. Премьера балета состоялась 20 мая 1910 года на сцене Берлинского театра Дес Вестенс в рамках «Русских сезонов» - гастролей артистов оперы и балета, организованных Сергеем Дягилевым в 1907 – 1914 годах. В своих мемуарах «Против течения» знаменитый танцовщик и балетмейстер Михаил Фокин вспоминал, что и в Берлине, и позже, в Париже, балет имел огромный успех. Покоряли красота и совершенство музыки, танцев, костюмов, великолепное исполнительское мастерство.

Фортепианная сюита Роберта Шумана «Карнавал», написанная в 1853 году, относится ко времени расцвета творчества композитора. Сюита состоит из цикла пьес, связанных друг с другом единством темы и стиля. Как на жизненном карнавале, мелькают сценки, танцы, маски: Пьеро, Арлекин, Коломбина, Панталоне... Два вальса рисуют Кьярину и Эстреллу (под этими масками выступали Клара Вик и Эрнестина фон Фриккен, любимые женщины композитора). В отдельных пьесах даны портреты Паганини и Шопена, а также два контрастных автопортрета, представленных в образах выдуманных героев – Флорестана и Эвсебия.

Михаил Фокин тонко прочувствовал музыку великого композитора и создал одну из поэтичных хореографических композиций. Большое значение балетмейстер уделил сценическим костюмам и воссозданию «аромата» эпохи Шумана. Блистательный художник Лев Бакст точно воспроизвёл эпоху немецкого романтизма. Особенно хороши были одежды у главных героинь спектакля: белые или голубые, со множеством оборок, воланов, кружев, они казались очень женственными и немного наивными.

На премьере балета «Карнавал» в Берлине блистали солисты Мариинского театра: Коломбина - Тамара Карсавина, Арлекин – Вацлав Нижинский, Пьеро – Адольф Больм, Эстрелла – Людмила Шоллар, Бабочка – Бронислава Нижинская, Кьярина – Вера Фокина. Сопоставив музейную статуэтку с акварельными эскизами Льва Бакста, нетрудно заметить несомненное сходство фарфоровой балерины и персонажа «Кьярина». Тот же образ грациозной, томной красавицы с темными локонами, одетой в кокетливый наряд. В балете «Карнавал» Кьярина исполняет сольный танец с цветком. Когда влюбленный в нее Эвсебий хочет поцеловать руку, девушка, целуя цветок, бросает его юноше и скрывается.

Не исключено, что Пауль Шейрих, автор фарфоровой серии «Русский балет», к которой принадлежит и наша фигура, мог лично присутствовать на знаменательном берлинском спектакле. Он родился в 1883 году, так что в 1910-м ему было всего 27 лет. Серия «Русский балет» была одной из первых крупных работ молодого художника. Впоследствии Пауль Шейрих выполнил свыше ста моделей для различных фарфоровых предприятий Германии.

В 1947 году скульптура «Кьярина» приобретена Калужским музеем изобразительных искусств у Н.С. Щербачева.

Наверх