П. Веронезе. «Семья Дария перед Александром Македонским»
Веронезе Паоло (Паоло Калиари) (1528 – 1588). Семья Дария перед Александром Македонским. Эскиз. Около 1565 – 1570. Из Государственного Эрмитажа в 1934 г.; до 1932 г. – в Павловском дворце. Холст, масло. 36 х 74 см.
Паоло Веронезе принадлежит к числу самых известных итальянских художников XVI века, представителей Венецианской школы. Он родился в Вероне, учился в Бадиле, испытал влияние Пармиджанино, Д. Лотто и Тициана. Работал в Вероне, а после 1555 года в Венеции, временно – в Мантуе (1548), Тревизо (1551 – 1552), Виченце (1572), Падуе (1585). Кисти мастера принадлежат монументально-декоративные росписи, фрески и картины на религиозные, мифологические и аллегорические сюжеты, а также портреты. Картина «Семейство Дария перед Александром», датируемая около 1565 – 1570-х годов, находящаяся в Национальной галерее в Лондоне, пользуется большой популярностью, и с ее созданием связана одна легенда, в частности, пересказанная в «Письмах русского путешественника» Н. М. Карамзина.
По этой легенде, однажды художника в окрестностях Венеции застала буря с дождем, и он оказался вынужден искать приюта в загородном доме Прокуратора Пизани, где был принят ласково и дружелюбно, и гостил несколько дней. Находясь там, будто бы написал эту картину и спрятал ее под кровать, а прощаясь, сказал хозяину, что оставил ему нечто в знак благодарности за его угощения. Вряд ли картину размером 236 х 475 см реально было положить даже под самую большую кровать, да еще с непросохшей краской. Да и где было в этом случае взять столь огромное полотно. Художественный вымысел этого не учитывает.
На полотне представлен исторический эпизод, рассказанный Плутархом и привлекавший многих европейских художников. В битве при Иссе персидский царь Дарий потерпел поражение, но остался жив. Он сбежал, оставив свою семью на милость победителя. Когда Александру, собиравшемуся обедать, сообщили о взятых в плен матери, жене и двух незамужних дочерях Дария, полагавших, что последний погиб, он, поразмыслив, отправил Леонната сказать женщинам, что Дарий жив, а им нечего бояться Александра, потому что войну он ведет только с Дарием. Эти слова показались женщинам милостивыми и благожелательными, а поступки Александра еще более человечными.
Веронезе трактовал сюжет скорее как театральную сцену. Не совсем понятно, что из изображенных Александр. Полагают, что тот, к кому обращается коленопреклоненная Сисигамба, мать Дария, но из текста повествования Плутарха следует иное. Экспонированное в Калуге произведение полностью, без каких-либо изменений, повторяет композицию лондонского полотна. Это не характерно для эскиза, фиксирующего художественный поиск. Не исключено, что это хорошая старая копия оригинала, предназначенная для сравнительно небольшого помещения.