Вернуться назад Вернуться назад

Н.К. Рерих. «Терем Ярославны. Эскиз к опере Бородина "Князь Игорь"»

Рерих Николай Константинович (1874 - 1947). Терем Ярославны. Эскиз к опере Бородина «Князь Игорь». 1908. Картон, пастель. 50 х 63 см.

Николай Константинович Рерих – русский художник, поэт, публицист, археолог и философ мирового масштаба. Будучи многогранной творческой личностью, он оставил после себя разнообразное художественное и литературное наследие, свидетельствующее о глубинной и нерасторжимой связи с русской культурой. Одной из вех в творческой судьбе Н.К. Рериха была его деятельность в качестве театрального декоратора. Первые шаги на этом поприще, дающие художнику возможность работать в монументальном плане, он делает в 1907 году. Н.К. Рерих создает эскизы декораций и костюмов к пьесе Н.Н. Евреинова «Три волхва» для Старинного театра в Петербурге. В этом же году Н.К. Рерих исполняет декорации к «Валькирии» В. Р. Вагнера, причем делает это не по заказу, а «для себя», пытаясь передать музыкальное впечатление живописными средствами. И уже в 1909 году в Париже в театре Шатле с успехом открывается первый «русский сезон», на котором в декорациях Н.К. Рериха идут «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» А.П. Бородина и «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова.

Произведение «Терем Ярославны», принадлежащее Калужскому художественному музею, представляет собой эскиз из серии эскизов декораций Н.К. Рериха к опере А.П. Бородина «Князь Игорь», в основу которой легло «Слово о полку Игореве», литературный памятник Древней Руси XII века. А. А. Санин, режиссер постановки, приглашая Н. К. Рериха к работе над оперой, писал: «Ты в этой опере будешь велик. Если бы ты не существовал, тебя надо было бы для Игоря выдумать и родить».

Несмотря на то, что в 1908 году Н.К. Рерих создает для «Князя Игоря» ряд эскизов декораций - «Путивль», «Двор Галицкого», «Терем Ярославны», «Плач Ярославны» - на сцене появляется лишь одна декорация – «Половецкий стан» - к первому акту оперы, которая шла под названием "Вокально-танцевальная сюита «Половецкие пляски»". Но «даже не увидев свет рампы», созданные эскизы, показанные впоследствии на многочисленных выставках, поставили Н.К. Рериха в один ряд с выдающими русскими театральными художниками. Н.К. Рерих вспоминал, что именно после успеха «Игоря» А.Н. Бенуа назвал его работы «барсовыми прыжками» и этот «отзыв был верхом похвалы». Полная версия оперы «Князь Игорь» с декорациями, выполненными по эскизам Н.К. Рериха, была показана в Лондоне в театре Ковент-Гарден в программе «Большого сезона русской оперы и балета» 1914–1915 годов.

Картина «Терем Ярославны» поступила в Калужский художественный музей в 1939 году из фондов Калужского краеведческого музея. В последний работа поступила в 1928 году из Государственной Третьяковской галереи. Ранее эскиз находился в частном собрании русского дирижера, контрабасиста и композитора С.А. Кусевицкого. Произведение содержит авторскую подпись и датировку.

В опере А.П. Бородина Ярославна – главный действующий персонаж. Эскиз декорации «Терем Ярославны» в исполнении Н.К. Рериха иллюстрирует вторую картину первого действия оперы «Князь Игорь», события которой разворачиваются в покоях княгини, жены Игоря Святославовича, князя Северского. Художник в передает драматическую доминанту образа Ярославны, пишет пустынные покои княгини, передавая атмосферу душевной тоски, грусти Ярославны, беспокоящейся о долгом отсутствии Игоря Святославовича. Колористическое решение, построенное на главенствующем сочетании коричневых и красных тонов, с одной стороны создает ощущение твердости характера и душевной чистоты княгини, но с другой, подчеркивает чувство нарастающей тревоги. Древнеславянские орнаментальные мотивы, использованные художником для декорации бревенчатого терема, архитектурный строй терема княгини переносят зрителя в удивительный мир русской старины.

Наверх