Вернуться назад Вернуться назад

Неизвестный мастер. «Блюдо со Св. Аполлонией»

Неизвестный мастер XVII в. Блюдо со Св. Аполлонией. Первая половина XVII в. Италия. Дерута. Майолика, роспись. Диаметр 27,5 см.

Среди произведений декоративно-прикладного искусства, включенных в собрание Калужского музея изобразительных искусств, выделяется уникальная группа так называемых итальянских майолик. Майоликой (от ит. Майолика – старого названия острова Мальорка, через который в Италию ввозились образцы испано-мавританской керамики) – называют глиняные изделия с пористым черепком, расписанные по сырой непрозрачной глазури. Техника получила распространение в Италии в XIV веке и достигла расцвета в XVII веке. Во множестве мастерских Фаэнцы, Флоренции, Сиены, Урбино, Губбио производили майоличную посуду, плакетки, панно и даже специальные комплекты и сервизы. Предметы богато украшались орнаментом, портретными изображениями, многофигурными «историческими» композициями. С XVI века майолика начала играть важную роль в убранстве итальянского дома. Украшенные яркой росписью блюда, кувшины, вазы обычно не использовались в качестве столовой посуды, а служили декоративным целям. Они выставлялись в интерьерах комнат на столах, шкафах, чаще на открытых полках поставцов (креденцах).

Большинство из представленных в экспозиции майолик украшено гротескным орнаментом. Орнамент «гротеск» получил распространение после того, как в конце IV века в Риме были обнаружены подземные помещения императорской поры. Руины находились ниже уровня земли и поэтому их стали называть «гротами», а орнамент – «гротесками». Орнамент представлял собой причудливое чередование растительных и изобразительных мотивов, среди которых встречались завитки аканта, раковины, венки, сатиры, путти, сфинксы, сирены, кентавры, вазы, грифоны, канделябры, военные доспехи, торсы, маски. Многие итальянские художники конца XV - начала XVI веков, а вслед за ними и майоличные мастера, стали увлекаться гротесками, в которых они получали выход своей неистощимой фантазии. Руководящая роль в введении орнамента принадлежала Урбино, с 1525 г. игравшему видную роль в керамическом производстве Италии. Гротески пользовались неизменным успехом в течение всего ХVI столетия, вплоть до начала ХVII века.

Нередко гротескная роспись соседствовала с фигурной живописью. Так, в центре медальона одного из блюд, находящегося в музейной экспозиции, представлено поясное изображение женщины. В согнутой правой руке она держит пальмовую ветвь и книгу. В левой руке – щипцы с зажатым в них зубом. Это Аполлония Александрийская. Христианская святая умерла мученической смертью в III веке в Александрии, в царствование императора Деция. Во время ее мучений щипцами были выдраны все зубы. Вокруг медальона со святой, подчеркнутого пышным орнаментальным обрамлением, симметрично расположен гротескный орнамент, состоящий из сфинксов и птиц. Их распластанные тела подчеркивают овальную форму предмета.

Блюдо со святой Аполлонией, как и вся группа майолик из музейного собрания, относится к производству итальянской Деруты. Дерута – маленький городок в Умбрии, где в начале XVII века получил распространение гротескный стиль урбинских мастерских. Мастера Деруты, однако, выработали собственную манеру исполнения. В медальонах они часто изображали Богоматерь, христианских святых и мучеников; подчеркивали цветом и штриховкой край изделия, выявляли конструкцию параллельными линиями и концентрическими поясками, вводили дополнительные элементы орнамента. Роспись дерутских мастеров отличалась нарочитой небрежностью, эскизностью. Вместе с тем звучный цветовой аккорд синих, белых, зеленых, интенсивно желто-оранжевых красок придавал майоликам своеобразный и очень нарядный вид.

Наверх