Вернуться назад Вернуться назад

Неизвестный мастер круга Лоренцо ди Креди. «Мадонна со щегленком»

Неизвестный мастер круга Лоренцо ди Креди. «Мадонна со щегленком». Первая половина XVI века. Дерево, масло. 71 х 57 см.

В 1919 году в числе произведений западноевропейского искусства, вывезенных в составе собрания князей Горчаковых в имении Барятино Тарусского уезда Калужской губернии, оказалась и эта работа, отнесенная было к школе Рафаэля. Об ее принадлежности кисти великого мастера, конечно, не могло быть и речи, но связь с его эпохой представлялась весьма вероятной. В целом судить о характере живописи было трудно, поскольку в позднее время переписаны пейзаж, видимый в проеме окна и одежда Мадонны, по-видимому, плохо сохранившаяся ко времени продажи картины. Между тем лицо Мадонны, а также фигуры Христа и Иоанна Предтечи представляют остатки подлинной живописной манеры мастера, отличающейся свойствами, характерными для итальянской ренессансной живописи. Композиция построена безупречно, по типу широко распространенных в XVI веке.

Создание произведения, как и его образца, относится к периоду, когда икона на Западе уже была вытеснена по сути светской живописью с религиозным сюжетом, приближенным в своей трактовке к бытовому жанру. Отсюда явно не иконописные облики персонажей, а также жесты, обнаруживающие игровой элемент. Сюжет зрителю в целом понятный: к Мадонне, держащей на коленях обнаженного Младенца Христа, подошел такой же ребенок – Иоанн Предтеча, в переброшенной через плечо тоге. Но он пришел не для детских игр, а скорее для предсказания будущего, на что указывает крест в руки, и что подтверждает латинский текст «Се Агнец» на узкой бандероле. А щегленок в руках Христа – символ смерти. Таким образом, за внешне спокойной, казалось бы, обыденной сценой, открывается ожидание крестной смерти. Лицо Мадонны и фигуры младенцев тщательно моделированы, с легкими рефлексирующими тенями. По-видимому, первоначальный общий колорит был мягким.

По своему характеру картина напоминает произведения работавшего в Пистойе и в основном во Флоренции Лоренцо ди Креди (1459 – 1537), учившегося у Андреа дель Вероккьо, в мастерской которого работал до смерти последнего в 1488 году. Сформировался под влиянием Леонардо да Винчи. В творчестве именно этого мастера находим и схожие модели. Если следование его оригиналу представляется вполне вероятным, то сложнее определить личность мастера данного произведения, скорее все же итальянца, но работавшего в Нидерландах, на что указывает живопись на дубовой доске. Подобная композиция известна и в итало-греческой живописи, у Ангело Бизамани, правда в несколько упрощенном варианте.

Наверх