Вернуться назад Вернуться назад

Неизвестный мастер конца XVIII века. «Спас Вседержитель»

Неизвестный мастер. Спас Вседержитель. Конец XVIII века. Доска с ковчегом, две врезные встречные шпонки, левкас, темпера, серебрение. 31,5 х 26,5 х 3 см.

Икона Спас Вседержитель единственный мемориальный предмет, сохранившийся от последних владельцев городской усадьбы Билибиных-Чистоклетовых, в которой с 1970 года располагается КМИИ. Купцы-старообрядцы Чистоклетовы приобрели эту усадьбу у Билибиных в начале 1860-х годов. Самый известный представитель этой семьи – Григорий Григорьевич Чистоклетов (1857 – 1909), калужский краевед, библиофил и нумизмат, потомственный почетный гражданин. Икона принадлежала его младшей сестре Антонине Григорьевне Чистоклетовой (1860 –?). На обороте иконной доски сохранилась надпись чернилами «Антонина Чистоклетова». О ней известно только, что она окончила Калужскую гимназию в 1877 году, после смерти брата ей и ее сестре принадлежала усадьба. Известно, что после 1917 года сестры уехали в Москву. Сохранившаяся в доме икона была отдана в краеведческий музей, а в 1975 году передана в Калужский областной художественный музей.

Икона Спас Вседержитель из собрания музея – поясный вариант изображения благословляющего Христа традиционной иконографии. Это один из самых распространенных образов в иконографии Христа. Он сложился в Византийском искусстве в IV–VI веках первоначально как репрезентативное изображение восседающего на престоле Иисуса Христа, получившее название “Пантократор”, которое с греческого языка переводится как “Властелин всего”, “Правитель мира”. Это название встречается в различных контекстах в Ветхом и Новом Заветах, указывая на Христа Второго пришествия или Христа Небесного Царя. Образ Пантократора занимает главное место в храме: его помещают в центральном куполе, на алтарной стене или в центре деисусной композиции иконостаса. От него пошло поясное изображение, которое было более распространено в иконописи, в России получившее название Спас Вседержитель. Эта иконографическая схема изображения Христа сохранилась до XX века почти без изменений.

На представленной иконе Иисус Христос изображен в фас на ярко-оранжевом фоне, обрамленным красным узорчатым бордюром. Лик Христа темного вохрения эффектно выделяется на фоне серебряного крестчатого нимба с надписью – Сущий. Темно-красный хитон украшен крупным узором, мотив которого характерен для тканей XVIII века. Зеленый клавий и гимантий с белыми пробелами оттеняют насыщенный красный тон хитона, и сочетаются с декоративным звучанием фона. Пальцы правой руки сложены для благословления двуперстно, левой рукой Иисус поддерживает раскрытый кодекс Евангелия, где дана выдержка из текста Евангелия от Матфея (11, 28-30): “…Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы; возьмите иго Мое на себя…”.

Икона исполнена в традиционной академической манере с барочными элементами, которые проявляются в колорите иконы и декоративной отделке одежды Христа, обреза кодекса Евангелия, поля иконы.

Наверх