Вернуться назад Вернуться назад

Неизвестный художник середины XVIII в. «Портрет вице-адмирала П.Г. Кашкина»

Неизвестный художник середины XVIII в. Портрет вице-адмирала П.Г. Кашкина. 1763 г. Холст, масло. 115 х 93 см.

Экспозицию русского искусства XVIII века открывает парадный портрет вице-адмирала П.Г. Кашкина (1695 – 1763), написанный неизвестным художником середины XVIII века. Изображенный на портрете Петр Гаврилович Кашкин – вице-адмирал, видный военачальник русского флота середины XVIII в. Родился в 1695 году, учился в математико-навигаторской школе в Москве. В 1715 году был направлен Петром I в Морскую академию в Петербурге, а затем в 1717 году вместе с другими гардемаринами послан в Венецию, где участвовал в сражениях с турецким флотом, затем учился в Испании в Морской академии. В Петербург вернулся в мае 1720 года. После экзамена, проведенного Петром I, был пожалован в унтер-лейтенанты (подпоручики) галерного флота. В 1726 – 1728 гг. руководил построением Брянской флотилии на реке Десне. В 1736 – 1739 гг. участвовал в войне с Турцией, затем в войне со Швецией в 1742 – 1744 гг., где командовал эскадрой галерного флота. Во время сражения был ранен в ногу, но, не смотря на тяжелое ранение и просьбу об отставке, был оставлен на службе, и в 1753 г. произведен в капитан-командиры. В 1756 г. назначен директором Адмиралтейской конторы, в мае 1757 г. произведен в контр-адмиралы. В 1752 – 1760 гг. участвовал Мемельской экспедиции, где строил суда для перевозки артиллерии, а также составил карты морского берега от Кенисберга до Пилау. 22 сентября 1763 году П.Г. Кашкин был произведен вице-адмиралы, а в ноябре этого же года получил назначение присутствовать Адмиралтейской коллегии, но в декабре 1763 года скончался.

Портрет был написан в 1763 году в Петербурге в связи с присвоением П.Г. Кашкину звания вице-адмирала. Петр Гаврилович, у которого после ранения была больная нога, изображен сидящим в кресле с тростью к руке. На нем вице-адмиральский мундир белого цвета, отделанный золотым шитьем, с лентой и орденом Св. Анны I, которым он был награжден в 1762 году. В XVIII веке знаки воинского отличия передавались полосками золотного шитья.

Автором портрета является неизвестный художник середины XVIII в., служивший в Петербурге в «живописной команде» Канцелярии от строений, в  творчестве которого ощутимы черты «наивной живописи», характерные для ранних древнерусских портретов XVII века – парсун. В своей художественной форме портрет П.Г. Кашкина сохраняет немало архаичных черт, присущих парсунам: нарушение перспективы в передаче пространства, плоскостность и статическая застылость фигуры, распластанность изображения, тщательная выписанность черт лица и деталей костюма. Но в портрете проявляются черты светской живописи: интерес к личности модели, светотеневая моделировка лица и фигуры. Живопись портрета отличается выразительной лепкой форм, гармоничным цветовым решением, построенным на сопоставлении цветовых пятен. Такое сочетание черт парсунности и с новыми элементами светской живописи придает портретному образу особую торжественность и монументальность.

Портрет поступил в музей в 1920-е годы из имения Кашкиных Нижние Прыски.

Наверх