Вернуться назад Вернуться назад

Неизвестный художник начала XVII века. «Икона Димитрия Царевича»

Неизвестный художник начала XVII века. Икона Димитрия Царевича. Около 1606 года. Дерево, темпера. 143 х 84 см.

Царевич Димитрий был младшим сыном русского царя Ивана IV Грозного, от его последней, седьмой жены – Марии Нагой, родившимся 19 октября 1783 года. По смерти отца он оказался поселен в Угличе, данном ему в удел. Царевич был болезненным ребенком, страдал эпилепсией. Вопрос о том, погиб ли он в результате несчастного случая или был умерщвлен, по проискам Бориса Годунова или Василия Шуйского, - надолго остался предметом затянувшейся полемики различных исследователей. И только недавно установлено, что смерть последовала от инфаркта. Следовательно, в неожиданной смерти отрока, случившейся в 1598 году, правителей обвиняли напрасно.

Уже вскоре после смерти царевича Димитрия в Угличе его в народе стали почитать как святого, невинно убиенного. Появилась «Повесть како отомсти», написанная по горячим следам правительственных грамот, касающихся перенесения мощей Димитрия из Углича в Москву и погребения в Архангельском соборе Московского Кремля, а также сообщений о чудесных исцелениях от гроба святого. Затем появилось «Иное сказание», содержавшее и рассказ о гибели царевича, с описанием перенесения мощей. Житие царевича Димитрия создано по заказу партриарха Гермогена, если не написано им самим. Мощи перенесены в Москву в 1606 году, и венчанный на царство Василий Шуйский 1 июня, на следующий день уже встречал процессию как царь. А 3 июня собором определено празднование новому чудотворцу, и несколько позднее составлены в его честь церковные гимны – каноны и стихиры.

Письменные сведения о первых иконописных изображениях царевича Димитрия не сохранились, если не считать указания Описи соборного имущества 1730 года, что близ раки находилась его икона «образ местный». Но зато сохранился датированный 1607 годом серебряный оклад иконы Димитрия, выполненной по заказу царя Василия Шуйского, и известны несколько подобных больших по размеру икон, находящихся в Москве и Сольвычегодске (последняя датирована 1621 – 1622 годами). Все они по иконографии и стилистическим признакам воспринимаются как реплики хранящейся в Калуге, с тонким аристократическим обликом царевича, с явным портретным сходством, но с удлиненной фигурой, как того требовал иконографический канон. В XIX веке эта икона, отмеченная в Описи 1800 года, из церкви «Преображения «под горой» была передана в единоверческую Духо-Сошественскую, а оттуда поступила в музей.

Наверх