Вернуться назад Вернуться назад

Н.А. Ярошенко. «Портрет Е.П. Ярошенко ("Дама с кошкой")»

Ярошенко Николай Александрович (1846 – 1898). Портрет Е.П. Ярошенко ("Дама с кошкой"). 1880-е гг.(?) Холст, масло. 89 х 71 см.

В творческом наследии художника особое место занимают портреты близких ему людей. Эти произведения поступили в музей в 1919 году из имения Степановское (Павлищев Бор), история которого началась в ХV веке, когда бояре Степановы получили его за активное участие в борьбе с Великим княжеством Литовским. Именно эту усадьбу унаследовала Елизавета Платоновна Ярошенко, урожденная Степанова, вышедшая замуж за брата художника, Василия Александровича.

Жизненный путь Елизаветы Платоновны, родившейся в 1850 году, был довольно сложным. В восемнадцатилетнем возрасте по воле матери она выдана замуж за человека втрое старше её. Она пошла на этот шаг, преследуя единственную цель: выйти из-под опеки своей властолюбивой матери. Неудачный брак пробудил страсть к учению. Молодая женщина уезжает в Петербург и поступает на высшие женские курсы, много занимается самообразованием, изучает юридическую литературу, затем были учеба в Бернском университете, переписка с любимым человеком, преодоление трудностей в разводе и второе замужество. Елизавета Платоновна много путешествовала по Европе, посетила Вену и Венецию. О том, что оно обладала ярким литературным дарованием, свидетельствуют её письма, адресованные родным и близким из-за границы. Василий Александрович Ярошенко, по профессии инженер-технолог, с увлечением занимался естественными науками, посвящая им большую часть свободного времени. Здесь, в имении, он не прекращал своих занятий и имел лабораторию. О владельцах имения известно из воспоминаний их воспитанницы Прасковьи Ивановны Васильевой, записанных этнографом М.Е. Шереметевой, а также местных крестьян, сохранивших благодарную память о помещиках, следы которых теряются ещё до 1917 года.

Изображение сидящей в кресле женщины с элементом жанровой картины: вторжение кошки прервало чтение книги, оставшейся раскрытой, лежащей на коленях. В правой руке нож для разрезания бумаги, указывающий на то, что книга недавно вышла из печати. Строгая одежда темно-коричневого цвета с белыми кружевными воротничком и манжетами, аккуратно уложенная коса, накинутое поверх легкое покрывало, - все свидетельствует об элегантности и домашнем уюте. Колорит создает впечатление сумеречности. Контрастное выделение светом лица, рук, книги, белой кошки свидетельствует о том, что автор портрета творчески использует классический прием, один из излюбленных у старых голландских мастеров.

Наверх